Волосы мухаммада. Реликвии народов мира: волос пророка Мухаммеда как символ неиссякаемой веры. Только с разрешения кадырова

В современном мире выделяют пять основных религиозных направлений - христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм. От них произошло еще множество ответвлений - сект и местных верований.

Древнейшие книги мира

Свое видение мира и самые сокровенные знания люди пытались донести потомкам, запечатлев их сначала на камнях и глиняных табличках, а впоследствии на папирусе и бумаге. Так появились священные книги, в которых излагались главные заповеди каждого религиозного направления.

Для христиан это Библия, для иудеев - Танах, для исламистов - Коран, для индуистов - Веды, для буддистов - Трипитака. Предназначение этих книг - донести до человека информацию о сотворении мира и установить определенные правила в человеческих взаимоотношениях. В чем-то религиозные сюжеты священных книг и писаний перекликаются между собой, в чем-то, наоборот, кардинально отличаются друг от друга. Несомненно одно: каждый человек волен сам сделать выбор, какому Богу он будет поклоняться.

Имена и титулы пророков

Мало кто из нас знает, что в Библии Иисус Христос наделен 200 различными титулами и именами. Наиболее известные из них - это Иисус из Назарета, Иешуа (немаловажную роль в этом сыграл роман Булгакова «Мастер и Маргарита»), Иошуа и ряд других. Например, исламским верующим Иисус Христос более известен под именем Иса. Более того, в XVII веке в православной церкви произошел раскол из-за того, как правильно писать по-русски имя Христа - Иисус или Исус.

Также мало кто из людей знает и все имена пророка Мухаммеда, ведь оно включает в себя всю родословную самого почитаемого от сотворения мира. Полное имя великого пророка превышает полтысячи букв. Наибольшее распространение получили такие имена пророка Мухаммеда, как Мухаммад, Мухаммедул-амин, Ахмад, Аль-Хашир, Аш-Шахид, Рахим, Мустафа, Назир и ряд других.

Главные реликвии верующих

У каждого религиозного течения есть свои особенности и реликвии, которым поклоняются верующие. Главной реликвией христиан является Туринская плащаница, в которую после смерти было завернуто тело Иисуса Христа.

Буддисты почитают святые места, относящиеся к Будде, и его мощи - зуб, локон и кости.

Мусульманские реликвии стали востребованы относительно недавно, так как в традициях ислама принято хоронить покойного вместе с его вещами.

Впрочем, многие религиозные реликвии имеют довольно-таки спорное происхождение. Иногда верующие искренне поклоняются искусным подделкам, выдаваемым за святые мощи, и вещам, якобы принадлежавшим святым угодникам.

Святыни ислама. Волос с головы пророка Мухаммеда

Самой почитаемой святыней всех мусульман считается волос пророка Мухаммеда. Этим фактом не преминули воспользоваться мошенники. Пренебрегая всеми этическими и пользуясь доверчивостью людей, под видом святыни они распространяют среди верующих волосы обычного человека, выдавая их за подлинную реликвию.

Ясно осознавая тот факт, что на голове человека не может быть такого количества волос, чтобы приобрести их смогли все желающие, мошенники в свое оправдание придумали легенду, якобы волос пророка Мухаммеда может размножаться сам по себе. Оставим этот обман на их совести. Тем более что желающих приобрести реликвию все еще хватает, и спрос на нее, как говорится, превышает предложение.

Подлинные же святыни бережно охраняются и не всегда доступны для верующих. Их выносят на всеобщее обозрение в особо торжественные дни. Часто это преподносится как совершение специальных ритуалов. Так, у мусульман существует красивый обычай производить омовение подлинной пряди волос пророка Мухаммеда. Чтобы не пропала ни одна драгоценная волосинка с головы пророка, омовение производят в серебряных ванночках, расположенных в нескольких уровнях относительно друг друга. После процедуры омовения с помощью лупы проверяют, все ли волосы остались на месте.

Считается, что вода, в которой был омыт волос пророка Мухаммеда, приобретает целебные качества, поэтому иметь ее у себя мечтает каждый верующий в Аллаха. Благо, что по окончании ритуала воду просто раздают всем желающим.

Священный волос из бороды Мухаммеда

Также священна для мусульман и другая реликвия - волос из бороды пророка. Верующие мусульмане считают, что подлинных экспонатов волос из бороды имеется всего 3 экземпляра. Первый размещен во второй хранится в мечети Хазратбал, расположенной в индийском городе Шринагаре, третий - в Музее областного значения, принадлежащем Тюменской городской Думе. Так что при желании чудо сможет любой житель Евразийского континента.

Каждый образованный человек должен уважать религиозные чувства других народов, ведь все мы - жители одной планеты Земля и в конце пусть разными дорогами, придем в единый для всех дом нашего Бога-творца.

Наверное, более всего человек следит за своими волосами. Свят Всевышний, Он сделал волосы украшением человека, волосы украшают как мужчин, так и женщин.

Описание волос Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) были чёрные волосы, немелкокучерявые и непрямые, они были вьющимися, подобно волнам на песке. Порой его волосы доходили до края мочек ушей, временами они спускались до шеи. Иногда Пророк (мир ему и благословение) отращивал их и они отрастали до лопаток, до верхней части спины, что ещё более увеличивало красоту Пророка (мир ему и благословение).

Хадис о волосах

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если у вас растут волосы, то относитесь к ним с почтением ».

Волосы необходимо почитать, проявляя благодарность, так как они являются даром Всевышнего. Поэтому мы должны относиться к ним с уважением, отдавая им должное и стараясь следить за их красотой, так как Всевышний украсил нас волосами.

Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах

Пророк (мир ему и благословение) очень заботился о волосах. Если ты думаешь, что сильно заботишься о волосах, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение) заботился о волосах больше тебя. Он постоянно носил с собой расчёску. Выходя из дома или отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой расчёску. Пророк (мир ему и благословение) часто умащивал волосы маслом. Он укладывал свои волосы расчёской. Он покрывал голову, чтобы сберечь волосы от пыли. Пророк (мир ему и благословение) не любил растрёпанные, покрытые пылью волосы. Он ценил красоту и говорил:

«إن الله جميل يحبّ الجمال »

«Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное ».

Поэтому каждый, кто любит красоту, любит то, что любит Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

У Пророка (мир ему и благословение) было зеркало, которое он брал даже в путешествие. Смотря в зеркало, он следил за собой и своими волосами. Совершая этот прекрасный поступок, желательно произносить следующее дуа, которое читал Пророк (мир ему и благословение):

«اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي ، فَحَسِّنْ خُلُقِي »

«О Аллах, как Ты украсил мой облик, укрась и мой нрав ».

Забота о внешней и внутренней красоте, забота о волосах, просьба украсить внешний вид, одновременно с внутренним миром – всё это удивительная Сунна. Человек, практикующий в жизни явные и скрытые стороны Сунны, почувствует смысл красоты, которая заложена Всевышним в человеке.

Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом

Умащивание волос маслом – сунна Пророка (мир ему и благословение). Многие люди используют различные крема и масла, и это очень хорошо. Нам следуют использовать масла. Также необходимо знать, что использование масла в уходе за волосами – сунна нашего Любимца (мир ему и благословение). Особенно использование оливкового масла содержит в себе благодать и следование Сунне, так как Пророк (мир ему и благословение) любил использовать это масло. Он говорил:

«كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة »

«Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им; воистину, оно – от благословенного дерева »

Это масло также упоминается в Коране.

Пророк (мир ему и благословение) использовал масло очень красивым способом. Каждое его движение было совершенным. Его движения были спокойными, полными достоинства. В каждом его действии, без сомнений есть своя мудрость и тайна. Желая умаститься, Пророк (мир ему и благословение) наливал масло из кувшина в левую ладонь. Затем указательным пальцем правой руки наносил масло на правую бровь, после – на левую. Затем он натирал участок волос под нижней губой. После этого протирал веки глаз. Затем протерев ладони, наносил масло на всё лицо, на волосы и на всё тело, куда пожелает. Натирая масло, таким образом, мы будем похожи в действиях на Пророка (мир ему и благословение). Быть похожим в поступках на Пророка (мир ему и благословение) – услада для верующего. Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) является прекрасным примером для нас.

Окрашивание волос

Пророк (мир ему и благословение) красил волосы, когда у него начала появляться седина. Общее количество седых волос у Пророка (мир ему и благословение) не превышало 20 волос, но, тем не менее, он закрашивал их хной.

Сподвижники боялись, что желание украшаться возникает из-за гордости, но Пророк (мир ему и благословение) говорил, что гордость – это пренебрежение истиной, то есть не является проявлением гордости – желание человека выглядеть красиво. Напротив, это – прямое следование Пророку (мир ему и благословение).

Стрижка волос

Пророк (мир ему и благословение) запретил некоторые виды стрижки волос, так как это противоречит естественной красоте человека. Наша религия – религия красоты. Наш Пророк (мир ему и благословение) – пророк красоты. Не разрешается удалять часть волос, оставляя другую, потому что это искажает естественную красоту. Всевышний создал нас с полноценной причёской, для чего же человек приводит себя в неестественный для него вид. На это стоит обратить внимание.

Забытая сунна

Удивительной сунной является захоронение волос, на которую многие люди не обращают внимания, возможно, по причине своего незнания. Пророк (мир ему и благословение) закапывал в землю отстриженные волос и ногти, потому что это – часть человека. Захоронить человека после смерти является проявлением уважения к нему, также уважением к человеку будет захоронение его частей. В хадисах передаётся, что части человека, тоже будут воскрешены в Судный День.

Да возлюбит вас Всевышний

Все мы любим красоту и желаем быть красивыми, мы следим за красотой волос. Кто-то отращивает волосы, кто-то любит короткую стрижку. Так и Пророк (мир ему и благословение) отращивал длинные волосы и укорачивал. Намерение следовать за ним украшает тебя. Стремление выглядеть красиво, желая быть похожим на Пророка (мир ему и благословение) наполняет нас светом красоты слов Всевышнего:

«قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله »

«Ты скажи (о Мухаммад!): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас ».

Стенограмма лекции шейха Мухаммад ас-Сакафа

Перевод с арабского Мухаммадариф Абдулаев

Уход за волосами – сегодня это не только неотъемлемая часть жизни современного человека, но и целая индустрия, без которой немыслима жизнь общества. Однако, наверное, сегодня мало кому известно, что на протяжении пятнадцати столетий мусульмане, следуя сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), трепетно относятся к вопросу ухода за волосами.

Сам Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отращивал волосы, иногда они едва достигали мочек ушей, а иногда достигали плеч. Но при этом Он (мир ему и благословение Аллаха) периодически менял прическу, расчесывая волосы по-разному, а не однотипно. Опираясь на предания от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) можно сказать, что во времена Пророка в Хиджазе были популярны два типа причесок: представители ахли-китаб, то есть христиане и иудеи оставляли прямую челку, язычники же разделяли волосы по середине и расчесывали их по сторонам.

Вначале Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подобно представителям других монотеистических религий, делал прямую челку. После того, как язычество было искоренено в этой области, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал расчесывать волосы, разделяя их направо и налево.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишек масла. Масло же питало волосы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая их от образования перхоти.

Однако, оливковое масло было не единственным средством, при помощи которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ухаживал за волосами. При ополаскивании волос Он (мир ему и благословение Аллаха) пользовал хвойную листву кедра, как, впрочем, и вцелом когда мылся.

По преданиям в то время, когда Каис бир Асим (да будет им доволен Аллах) пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) чтобы принять Ислам, Посланник Аллаха повелел ему умыться порошком из хвойных иголок кедра. Также есть предания, где после смерти дочери Благословенного Порока (мир ему и благословение Аллаха) Зайнаб (да будет ею доволен Аллах) Он повелел: « Омойте ее тело водой смешанной с порошком хвои кедра три раза, пять раз, или столько раз, сколько потребуется. Когда будете омывать в последний раз, добавьте в воду камфоры или что-то из этого рода. А как закончите - сообщите мне».

По итогам исследований современных ученых использование порошка из иголок кедра служило хорошим средством защиты от микробов, инфекционных заболеваний, укрепляло стенки кровеносных сосудов, убивало многие микробы внутри человека.

Кстати говоря, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) строго настрого запретил рубить кедровое дерево.

Еще одним средством, которым пользовался Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был цветок Алтея. Он добавлял его в воду, а полезные масла этого растения питали корни волос, придавая им шелковистость.

Гипсофила также входила в число употребляемых Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трав, которые он использовал для ухода за волосами. По преданиям от Благословенной Аишы (да будет ею доволен Аллах) Пророк умывал волосы водой с добавлением гипсофилы прежде, чем облачиться в ихрам перед хаджем или умрой, а затем смазывал волосы небольшим количеством оливкового масла.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

История распорядилась так, что большую часть своего пребывания на сибирской земле экспонат под названием "Волос Пророка Мухаммада" находился под сводами церквей.

Сначала, после изъятия его из мечети села Ембаево в 20-х годах прошедшего века, волос был помещен в музей атеизма, организованный при Благовещенском соборе. В 1932 году чекисты взорвали храм, которому из-за обвала берегов Туры угрожало обрушение в реку. Так волос в стеклянной колбе оказался в здании Спасской церкви, где размещается часть фондов областного музея.

Отношение мусульман Тюмени к экспонату "Волос Пророка Мухаммада" разное. Одни сомневаются в его принадлежности Посланнику (мир ему) и вообще считают излишнее внимание к нему неоправданным, другие почитают реликвию в соответствии с учением о табаруке (снискание благословения Всевышнего).

Например, представители мухтасибата Центрального духовного управления мусульман в программу своих мероприятий нередко включают и пункт о посещении музея, где хранится реликвия. В таких случаях руководство музея, идя навстречу организаторам мероприятия, вывозит стеклянную колбу в зеленой бархатной шкатулке из хранилища в Спасской церкви и под надежной охраной милиции доставляет в один из действующих музейных залов.

К слову сказать, многие в день визита главы ЦДУМ Талгата Таджутдина в музей три года назад, что показали все местные телеканалы, вообще впервые узнали о существовании в Тюмени такого экспоната, поскольку до появления несколько лет назад в городе регионального отделения ЦДУМ так публично об этом еще не заявлялось. Мусульмане тоже не проявляли к экспонату повышенной заинтересованности.

"Это связано с особенностями исламского вероучения, - считает старший научный сотрудник краеведческого музея Марина Вольхина. - Допустим, если бы у нас в музее была христианская святыня такого уровня, интерес к ней со стороны верующих был бы несравненно высоким".

Седой волос длиной в три сантиметра содержится внутри стеклянной колбы (реликварии), оправленной в серебро. Колба хранится в бархатном футляре зеленого цвета с шелковой подкладкой изнутри.

По словам Марины Вольхиной, из музейной документации известно, что во время передачи экспоната из музея атеизма в краеведческий зеленый футляр с колбой был обернут в 37 шелковых платочков зеленого цвета и хранился в шкатулке, которая, в свою очередь, была завернута в черный платок с белой вышивкой, возможно это было изречение из Корана.

Время не сохранило ни ткань, ни шкатулку. Никаких документальных сведений о том, что шкатулка с волосом была привезена именно из мечети Ембаево также нет. Но в этом убеждены музейные работники, так устно сообщалось от одного поколения хранителей другому.

Называлось и имя хозяина шкатулки - купца-благотворителя Нигматуллы-хаджи Кармышакова-Сейдукова из Юрт Ембаевских Бухарской волости Тюменского уезда, который построил и полностью содержал за свой счет "Ембаевское магометанское училище". По мнению краеведов, шкатулка попала в музей атеизма в начале 20-х годов в период акции по "изъятию церковных ценностей" вместе с книгами из библиотеки Ембаевского медресе.

Эту же версию подтверждает и заведующая Ембаевским музеем татарской культуры Венера Биктимирова. По ее словам, двадцать лет назад еще были живы старики, которые помнили о волосе Пророка (мир ему) в местной мечети, привезенном Нигматуллой-хаджи из путешествия по Ближнему Востоку.

Тут уместно сказать несколько слов о личности Нигматуллы Кармышакова. Насколько это был влиятельный человек, можно судить по воспоминаниям другого известного сибиряка, Абдурашита Ибрагимова, который в своей книге "Таржимаи халем" рассказывает, как в конце 90-х годов XIX века во время хаджа люди из разных стран приветствовали в Мекке сибирского бухарца.

- "Нигматулла-хаджи! Нигматулла-хаджи!", - зашумел народ при появлении его.

Заведующая Ембаевским музеем проследила родословную мецената и обнаружила, что предки Кармышаковых-Сейдуковых были в одно время сановными особами в Бухарском эмирате и эмигрировали в Сибирь в связи политической ситуацией, сложившейся в Бухаре после неудавшегося дворцового переворота.

Отец Нигматуллы, Кармышак, сделал состояние на торговле. Предприимчивый бухарец скупал скот, шерсть, шкуры в казахских степях и возил товар на Ирбитскую ярмарку. На юг он вез железные, скобяные изделия, мануфактуру, галантерею.

"Торговый дом" Кармыщаковых-Сейдуковых имел магазины не только в городах Сибири и Урала, но и в уйгурском Синцзяне, Алма-Ате, Семипалатинске, Павлодаре, Зайсане, Каркаралинске. Купец много путешествовал, был в Аравии, Палестине, Сирии, Египте, Турции. До сих пор жители Ембаево помнят жуткий пожар, уничтоживший почти все село в то время, когда Нигматулла находился на хадже. Вернувшись, благотворитель на собственные средства построил дома погорельцам.

По словам Венеры Биктимировой, осталось неизвестным, сколько средств меценат потратил на строительство почти двухсот домов в Ембаево. Купец запретил разглашать сумму. Неизвестно также, сколько мечетей построил Кармышаков.

Даже в селах соседних Курганской и Свердловской областях помнят его добрым словом. Именно по инициативе Нигматуллы учеба в Ембаевском медресе была построена по новому тогда джадидскому методу. Построив для мудариса учебного заведения двухэтажный кирпичный дом, сам купец жил весьма скромно, в одноэтажном деревянном доме.

Представители тюменского мухтасибата ЦДУМ считают, что такому человеку, как Нигматулла Кармышаков, не могли подарить или продать фальшивку под видом волоса Пророка (мир ему). Несомненно, купец-благотворитель должен был выведать всю историю седого волоса в стеклянной колбе.

Кроме того, в пользу того, что это не подделка говорит и вид самой колбы, которая, по всей видимости, специально была изготовлена мастерами для хранения "непростого" волоса. По словам мухтасиба Ильдара Зиганшина, всего в мире сохранилось пять волос Пророка (мир ему). Из них три в России: два в Уфе, третий - в Тюмени. К слову, есть еще такая реликвия в Дагестане.

Как рассказал журналистам во время своего приезда в Тюмень Талгат Таджутдин, два волоса, хранящиеся в Центральном духовном управлений, - это подарок последнего султана Османской империи Абдуль-Хамида уфимскому Духовному собранию за верность мусульман Российской империи Исламу. Глава ЦДУМ продемонстрировал мешочек на груди, где он хранит дар османского султана, и отметил, что волосы отличаются цветом, в мешочке они черные, тогда как в стеклянной колбе - седой. Затем добавил, что у человека в возрасте одновременно могут быть и черные, и седые волосы.

Неизвестно, как Пророк (мир ему) отнесся бы к тому, что его волосы выставляются в музеях или хранятся в мешочках при духовных управлениях. Он, например, запрещал делать его изображения - это знают все.

Но, с другой стороны, достоверно из хадисов (например, сборник Бухари) известно, что сподвижники приберегли часть волос Пророка (мир ему) из-за любви к нему, для обретения благословения Аллаха. Например, Халид ибн Валид, не потерпевший ни одного поражения, говорил, что посредством баракята (благодати) этой реликвии ему удается снискать милость Всевышнего в сражениях с врагами Ислама.

gastroguru © 2017