Что делать если грудничок кричит. Во время и после купания. Как плачет новорожденный ребенок

(28 голосов : 4,0 из 5 )

Ваш ребенок часто плачет, а вы не видите для этого никаких причин. Поверьте, такого не бывает. Причина для слез всегда есть. О том, почему малыш может плакать, как выяснить причину, как предотвратить слезливость, вы и узнаете из замечательной книги практикующего детского психиатра Алевтины Луговской. Воспользовавшись ее советами и рекомендациями, вы не только измените характер малыша, но и узнаете, как стать ему и мамой, и настоящим другом.

Глава 1. Почему малыш плачет?

Давайте для начала, дорогие родители, разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван. Выяснить это важно, потому что только зная корни слез, можно устранить и то и другое. И еще хочу сказать, что неверно думают родители, которые, не поняв, почему дитя бесконечно льет слезы, считают тем самым плач беспричинным. Поверьте, такого не бывает.

Плач – сигнал, рефлекторно возникающий у грудных детей из-за чувства голода, жажды, желания спать и позывов к естественным оправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: остром беспокойстве и страхе, печали и тоске, раздражении и возбуждении.

Разнообразные функции плача – каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал, плач-разрядка – составляют сложную психологическую структуру, то есть своеобразный язык.

Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.

Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.

Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.

Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка, переходящие в истерики, когда ребенок падает на пол, начинает биться ногами или руками. Надо постараться выяснить причину такого поведения и попытаться ее устранить.

Особенно часто у матери вызывает тревогу ничем не объяснимый крик грудного младенца. В таких случаях, если вы убедились, что видимой причины для беспокойства нет, и врач, осмотрев его, сделал заключение, что он здоров, не следует по каждому его крику подбегать к нему, брать на руки и ублажать, невовремя кормить, только чтобы успокоить. Иначе грудничок привыкнет к тому, что криком он может добиться всего, чего хочет. Неправильные приемы успокоят его только на короткое время.

Начнем с того, что плачем в первые годы своей жизни малыш выражает естественные потребности, то есть хочет есть, пить, справить нужду или ему неуютно в мокрой одежде. Ребенок еще не умеет говорить и выражает все свои желания через плач, привлекая этим самым внимание родителей.

Позже, когда малыш научится произносить свои первые слова и, казалось бы, уже должен ими выражать свои желания, он все равно плачет и капризничает, если чего-то хочет. Это происходит рефлекторно, потому что в подсознании заложена информация о таком способе исполнения желаний.

Нервная раздражительность часто возникает у него в том случае, если он неотступно требует невозможного. Порой предмет этот ему совсем не нужен, просто криком и слезами он привык добиваться своего.

Возможна и ситуация, что уже в раннем возрасте ребенок приучен быть спокойным и веселым лишь в присутствии взрослых. Он чувствует себя комфортно лишь тогда, когда рядом кто-то находится, на него обращают внимание. А это нежелательно, так как чревато неприятными последствиями.

Если малыш не находит себе занятия и испытывает потребность в непосредственном контакте с родителями, он может выразить свое желание, чтобы привлечь внимание взрослых, слезами, хныканьем, жалобами на различные несчастья и таким образом достичь своей цели. Если он совсем маленький, его возьмут на руки и попытаются успокоить, то есть проявят какое-то внимание.

Общение очень много значит для малыша. Правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Но не стоит и потакать и исполнять все прихоти: давать все, что ни попросит, постоянно брать на руки и неотступно находиться рядом, отбросив все дела и заботы.

Примерно на шестой неделе жизни, часто при наступлении вечера, малыш начинает плакать, корчиться, проявлять признаки болезни. В то же время он чистый, выпил достаточно воды, ему не жарко… Это состояние называется «вечерним беспокойством». Не пугайтесь. Такое часто бывает, но проходит, так как соответствует фазе беспокойного пробуждения, которая исчезает к третьему месяцу жизни. У него нет другого способа разрядить напряжение, накопленное за день, и он разряжается таким вот способом. Считайте, что это – трудности приспособления новорожденного к ритмам дня и ночи.

Когда у малыша начинают резаться зубки, он становится очень раздражительным и плаксивым. Зубки – очень болезненный процесс: десны набухают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него поднимается температура.

Плач может являться и следствием эмоционального расстройства, когда малыш боится или не в состоянии выразить вслух свои чувства и желания. Такое возможно при контакте с чужими, незнакомыми ему людьми. Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати верещать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю ножками пинать, она заберет тебя с собой!»

Обычно такие угрозы дают отрицательный результат. Но есть дети с очень чувствительной и ранимой психикой, на них подобные предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей. Ведь малыш принимает все сказанное за чистую монету.

Такие угрозы развивают у детей стойкое неприятие посторонних людей, и в дальнейшем ведь свободно и непринужденно они чувствуют себя лишь в знакомой обстановке, в кругу близких и родственников.

Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом сказать, он, естественно, начинает плакать. Так же он выражает свои эмоции, когда оправится в штанишки. Конечно, кому понравится ходить в мокрой одежде! И малыш громким криком призывает исправить досадные недоразумения.

Раздражительность, слезы и капризы иногда являются следствием перегрузки впечатлениями, когда вы ведете его по магазинам, в гости, гуляете в парке, идете в зоопарк или катаетесь на каруселях, где много народа и шума. Малыши по-разному реагируют на шумы и большое скопление людей: кто-то быстро привыкает, а кто-то очень боится и даже может в результате заболеть.

Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начинает капризничать и плакать. Всей вашей нежности может оказаться недостаточно при нежелании ребенка ложиться спать, его плач наполняет все уголки дома. Для разрешения этой ситуации потребуется много терпения. К такому плачу следует относиться, как к процессу постепенного перевоспитания, вроде отвыкания от вредной привычки.

Детям, как и взрослым, тоже снятся сны. Но так как ребенок не может пока найти объяснения многим предметам и явлениям, они, естественно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, связанные с предыдущими событиями. И если ему приснилось что-то незнакомое, непонятное, это вызывает его страх и – как следствие – слезы. Другими словами, малышу приснился кошмар.

Он может расплакаться не только из-за страшного сна. В мире существует очень много такого, чего ребенок еще не знает и не может объяснить, отсюда и сильный испуг, и малыш начинает плакать вплоть до истерики и болезненных спазмов.

Когда ребенок заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли, капризничать, отказывается есть, беспокойно спит.

В первые годы жизни он находится под постоянным наблюдением участкового врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посещения. Обычно дети связывают белый халат с болью, уколами, неприятным ощущением, когда его слушают или смотрят горлышко, и начинают плакать, вплоть до истерики, упираются, дерутся, не дают врачу сделать осмотр, отталкивают его руки.

Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно воспринимают свои неудачи. Даже если он несильно ударился, все равно сделает из этого целую трагедию, ведь ему важно, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали и пожалели.

Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, – и опять капризы, слезы и прочие действия вплоть до раскидывания одежды.

Не все ребятишки быстро привыкают к садику. Иногда для их адаптации к новой обстановке и привыканию к другим детишкам необходимо приложить очень много усилий и терпения. Ведь ребенок считал естественным, что с ним всегда должна быть мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из вида родителей, малыш пугается и начинает искать их, выражая свое недовольство плачем.

Он может плакать, если его обидели другие дети. Например, его толкнули, не поделили игрушку, отобрали книжку с интересными картинками…

Плачем он выражает недовольство, когда у него что-нибудь не получается. Например, ребенок попытался самостоятельно, но безуспешно надеть носочки. Носочек переворачивается, ножка никак не хочет в него попадать. Малыш начинает нервничать и плакать, как бы привлекая внимание взрослых, чтобы ему помогли.

В первые годы детишки сильно потеют, оправляются на пеленки или в ползунки. Все это отрицательно сказывается на состоянии их кожи. Поэтому очень важно регулярно купать их. Но не все любят водные процедуры и выражают свое недовольство криками и плачем, устраивают «концерты», привлекая внимание не только родных и близких, но даже и соседей, которые с недоумением прислушиваются к громким крикам за стенкой и мучительно гадают, что же такого делают с ребенком, раз он так надрывно плачет.

Слезы могут быть результатом наказания. Они вообще очень влияют на психическое развитие ребенка. Он может замкнуться, озлобиться, так как видит связи между своим поведением и наказанием, оценивая его только как насилие со стороны взрослых.

Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он совсем не виноват. Например, на прогулке кто-то толкнул его в грязь, естественно, он испачкался, испугался и расплакался. Придя домой, он ищет сочувствия у мамы, а она начинает на него кричать, потому что ей опять придется стирать. Она ведь не разобралась в ситуации, не расспросила его о том, как это произошло. В результате дитя, зареванное и обиженное, стоит в углу, отбывая наказание.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо воспринимает замечания, советы, приказы, значит, воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказывать его, плачущего, так как он легко может забыть, за что был наказан, да и само состояние плача по своей сути является наказанием для него.

Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоционального состояния у малышей до пяти лет относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослых.

Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека. И отмахнуться от него в такой ситуации просто нельзя, даже если он забудет об этом через две недели. А страх быть брошенным в раздевалке детского садика? Взрослым кажется, что 15 минут ничего не изменят, и они ошибаются.

Переживания и эмоции требуют больших силовых затрат, поэтому не перенасыщайте день малыша комплексом событий, пусть даже и приятных. Это может вызвать неожиданную рвоту, капризы, слезливость и расстройство сна.

Глава 2. Что делать родителям?

Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Прежде всего малыш плачет, выражая естественные потребности. Это очень легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда. Проверьте и смените их. Ребенок постарше, возможно, так просится на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.

Он может расплакаться, если ему жарко или, наоборот, холодно. Это вы определите по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) – если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить. Вообще, детишкам очень нежелательно перегреваться, это для них страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.

Плаксивость и капризы чаще всего являются следствием болезни. Он может раскричаться потому, что у него болит животик, отсутствует стул больше положенного времени. Для устранения дискомфорта используйте легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, используйте детский крем для лучшего скольжения рук по его телу.

Если эффект отсутствует, выведите газы. Для этого положите малыша на левый бочок и сгибайте его ножки, прижимая их к животику. Можно использовать другой метод – вставить газоотводную трубочку. Последним средством, если отсутствует положительный результат, является клизма. Положите малыша на левый бок и сделайте клизмочку теплой кипяченой водой.

При проявлении какого-то серьезного заболевания ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.

Как известно, когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не пичкайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важный момент: даже если малыш болен, не удерживайте его насильно в постели. Поскольку постоянное пребывание в постели сопровождается плачем в связи с нежеланием лежать, знайте, что энергии на слезы малыш затратит не меньше, чем на ходьбу.

Оденьте его соответственно температурному режиму, но ни в коем случае не половину гардероба – перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.

Нередко случается, что и после выздоровления сохраняется нервозное и плаксивое состояние. Наберитесь терпения. Не отвечаете ему своими раздражением и криками, а в первую очередь позаботьтесь о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте на свежем воздухе. Уделите своему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрослый человек, когда болен, требует к себе повышенного внимания. Постарайтесь отвлечь его от последствий, к которым привела болезнь (слабость, неуравновешенность), не нарушайте привычный режим, это может только навредить.

Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.

Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.

Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.

Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.

Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.

Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.

Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».

Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.

Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.

Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.

Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.

Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Прежде всего попытайтесь поговорить с ребенком, установите причину, может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?

В садике в ходе общения у малышей, как и взрослых, могут возникать конфликтные ситуации. Чаще всего это происходит из-за игрушек. Его могут толкнуть, обидеть, отобрать игрушку, с которой он хотел поиграть. Поговорите с ним и, выяснив причину, попытайтесь ее устранить, но это не значит, что вы срочно должны перевести малыша в другие ясли или садик. Наберитесь терпения, действуйте постепенно, подробно расспрашивайте его о том, чем он занимался, с кем играл. Все это поможет ему поверить, что в садике ему будет хорошо, и он прекрасно может играть до прихода мамы с другими детьми.

Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.

Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.

Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.

Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не пугайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.

Иногда малыш может расплакаться, потому что ему просто скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь чем-нибудь вместе. Заинтересуйте ребенка. Посмотрите книжку с картинками, поиграйте во что-нибудь, в конце концов, просто пообщайтесь с ним. Очень часто родители отмахиваются от детей, мотивируя это своей усталостью, занятостью. Все это может достаточно плачевно закончиться. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рискуете потерять не только его доверие, но и вообще ребенка как личность.

Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще сильнее ослабят нервную систему малыша, отнимут силы и уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.

Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Если ребенок боится посторонних людей, конечно же, он выражает это при помощи слез. Боязнь чужих – типичная форма дезадаптированного поведения малыша. Именно в это время он очень остро нуждается в вашей поддержке, понимании, защите. Спокойная, доброжелательная семейная атмосфера способствует снятию напряжения и позволяет достаточно легко справиться с проблемой.

Мир ребенка пока еще в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит. В противном случае, это может перерасти в панический страх и даже стойкую фобию.

Хорошо, когда родители с пониманием относятся к этой проблеме. Значит, они не позволят себе совершить насилие над ребенком только ради того, чтобы продемонстрировать перед знакомыми свои достижения в области воспитания подрастающего поколения.

Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или напичкивать его таблетками и микстурами, просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери коснулись малыша, погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился.

Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного. С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.

Глава 3. Мама + малыш = дружба

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: „Я сейчас занят, приду попозже“.

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

Почему плачет грудной ребенок: определяем и устраняем причину

Оценка посетителей: (6 Голосов)

Пищеварение у новорожденного в первое время после рождения только формируется. Слабость пищеварительной системы становится причиной колик и спазмов. Кормление доставляет малышу боль и дискомфорт. Но существуют и другие причины, почему плачет грудной ребенок при кормлении.

Почему младенец плачет при грудном вскармливании

При лактации женщине следует строго следить за качеством собственного пищевого рациона. Каждая роженица знает, что газированные напитки способствуют образованию у новорожденного газов в кишечнике, а острая пища меняет вкус молока. Специи и овощи с ярко выраженным вкусом (например, лук, чеснок, перец) меняют вкус молока, поэтому грудничок выражает беспокойство и недовольство плачем. Плач и крик - единственный способ общения младенца, который не может выразить тревогу словами.

При приеме пищи новорожденный может плакать, если заглатывает много воздуха. Воздух вызывает резь в животе, поэтому после кормления малыша следует поднять вертикально, слегка прижав к себе до отрыжки.

Одна из самых распространенных причин крика - боли в животе. При болях ребенок громко кричит, поджимает к животу ноги, выгибает тело. Устранение болей должно быть связано с уменьшением количества газов у малыша и поиском сопутствующих причин.

Плач может быть вызван и количеством молока у матери. При повышенной лактации ребенок захлебывается, молоко попадает ему в нос. При недостатке ребенку тяжело высасывать грудное молоко, грудничок не может удовлетворить голод и тревожится.

Плач при искусственном вскармливании

При кормлении из бутылочки у младенца также, как и при грудном вскармливании, могут образовываться газы. Кроме того, искусственники могут беспокоиться из-за воспаления ротовой полости. Материнское молоко повышает иммунитет малыша и защищает его организм естественным образом. У детей на искусственном вскармливании такого природного барьера от микробов нет, промышленная смесь таким качеством не обладает. Воспаление ротовой полости (молочница, стоматит) может осложняться фарингитом, болью в ушах, заложенностью носа. Все эти симптомы требуют консультации педиатра.

Заложенность носа может быть как симптомом простуды, так и следствием недостаточной гигиены. Корочки в носу мешает вдыханию кислорода, младенец испытывает неудобство, пытаясь и дышать, и пить из соски. Для того, чтобы избежать образования корок, нос младенца ежедневно очищают ватными жгутиками (не ватными палочками!), смоченными в вазелине.

При кормлении у новорожденного может болеть голова (например, из-за внутричерепного давления, гидроцефального синдрома.). Боль усиливается при глотании пищи. При головных болях новорожденный обычно срыгивает пищу фонтаном.

Плач может быть связан и с прорезывание зубов. Перед появлением первого зуба десна обычно воспалена, ребенок чешет ее игрушкой или материнским пальцем. Причина может быть и в короткой уздечке. Такую проблему может заметить детский врач.

Причин, почему плачет грудной ребенок при кормлении, может быть множество. Но особого внимания заслуживают проблемы со здоровьем. Если младенец болен, от прикладывания к соске он не успокоится. Здоровый ребенок с аппетитом кушает, а после кормления сразу засыпает.

Еще одна причина, почему грудничок плачет, когда ест, - ему не нравится вкус смеси. Причина может быть и в неправильно приготовленной смеси. Замешивать ее нужно строго по инструкции, придерживаясь дозировки.

Ошибки при кормлении

Неверно считать, что когда ребенок плачет, он голоден. Многие молодые мамы сразу пытаются дать плачущему малышу грудь или бутылочку. Но причин, по которой грудничок плачет, гораздо больше. Ему может быть холодно, мокро, страшно. Поэтому, кроме физиологических причин, следует учитывать и психологические. Резкие звуки и шумы при кормлении пугают малыша, он отказывается от еды и плачет.

Неправильное кормление доставляет малышу огромное неудобство. Грудничок плачет, если не может правильно взять грудь. Это связано с ранним приучением к пустышке, а также с попеременным кормлением то из бутылки, то грудью. При питании с помощью бутылочки новорожденному приходится прикладывать меньше усилий, смесь практически сама вытекает ребенку в рот. При грудном кормлении малышу приходится прикладывать больше сил. Если не получается сосать грудь, младенец нервничает и кричит. Матери стоит следить, чтобы ребенок захватывал ртом и сосок, и ореолу вокруг него.

Педиатрами и акушерами уже признана несостоятельной система кормления по часам. При такой практике ребенку предлагается пища либо когда он успел хорошо проголодаться, либо когда еще сыт. Оптимальным является кормление по требованию. Уже через несколько дней после родов мама может сказать, через какое время после последнего приема пищи новорожденный снова захочет есть.

Дополнительные меры

От колик в первые месяцы жизни помогает укропная водичка и специальные препараты для снижения газообразования. Если малыш плачет при кормлении, возможно, его беспокоит запор. Для облегчения дефекации стоит помассировать животик аккуратными круговыми движениями по часовой стрелке. Если ребенок не испражнялся уже несколько часов, можно стимулировать анус ватной палочкой, смазанной детским кремом. Палочкой следует бережно раздражать анальное отверстие, пока ребенок не покакает. Однако, постоянные вспомогательные меры ведут к тому, что ребенок не может потом сходить в туалет без посторонней помощи. Поэтому к таки мерам прибегают в экстренных случаях. По той же причине не следует часто использовать очистительные клизмы.

Причины, почему ребенок плачет, могут быть в некомфортной окружающей обстановке. Слишком сухой воздух в помещении сушит слизистую носа, доставляет головные боли. Периодически нужно проветривать детскую спальню, вынося на время ребенка в другую комнату.

Нельзя кормить кричащего грудничка - так младенец наглотается воздуха, его будут мучить колики и вздутие живота. Для начала нужно постараться успокоить малыша, а потом уже предлагать ему питание.

Постоянный плач не только во время кормления, но и в перерывах между ними, а так же во сне, - это повод пройти обследование у врача.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.04.2019

Первый месяц после рождения малыша происходит привыкание к самому маленькому члену семьи. Малыш, в свою очередь, тоже привыкает к новому необычному для него миру и к родителям. По мере взросления ребенка, мама научится понимать причины его плача, однако в первые месяцы молодым родителям бывает сложно разобраться в данном вопросе, особенно если новорожденный является первым ребенком в семье.

Почему новорожденный плачет

Грудничок в первые месяцы жизни плачет из-за самых главных потребностей. К таковым следует отнести жажду, голод, боль. Малыш может плакать, если ему слишком жарко или холодно, а также в результате переутомления.

Новорожденный плачет чаще всего от голода, боли или страха. Такой плач является наиболее громким и надрывистым:

  • плач от голода особенно громкий и протяжный, постепенно усиливающийся. Если ребенка не покормить, он плачет взахлеб. В самом начале ощущения чувства голода, малыш плачет призывно;
  • плач, вызванный болью, у большинства малышей будет жалобным с одинаковой интенсивностью. При возникновении внезапной боли, новорожденный может заплакать заливисто и громко;
  • плач от страха будет внезапным и громким, даже истеричным. Грудничок может перестать плакать также внезапно, как и начал.

Если ребенок постоянно плачет и плохо спит, следует осмотреть его на наличие стоматита во рту или аллергические высыпания на коже, не появились ли опрелости. В некоторых случаях грудничок может начать кричать перед мочеиспусканием. В некоторых случаях это может быть симптомом инфекции мочеполовой системы, особенно если у ребенка повышается температура. При отсутствии других признаков, врачи считают это нормальным явлением.

Если причина плача – голод

В том случае, когда новорожденный постоянно плачет, мало и плохо спит, то одной из наиболее вероятных причин такого поведения является голод. Грудничок начинает искать грудь, причмокивать ртом, когда мама берет его на руки.

В том случае, если ребенок съел меньше, чем обычно и поспал не более двух часов, он может плакать в результате чувства голода. Когда малыш сильно плачет, первым делом следует попытаться накормить его, и только после этого предпринимать другие попытки его успокоить.

Когда кроха часто плачет, мало спит, и родители предполагают, что причиной этому является голод, то мама считает, что для ребенка недостаточно грудного молока. А в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, что он не наедается порцией смеси. Однако это не всегда так.

Постоянный плач начинается не за один день. На протяжении нескольких дней малыш активно ест, полностью опустошая грудь или бутылочку, после чего требует добавки или засыпает, но спит намного меньше обычного. Однако наряду с возрастающим аппетитом ребенка, увеличивается и выработка грудного материнского молока. Это обусловлено частым опорожнением груди.

Количество грудного молока у кормящей мамы может уменьшиться в результате ее переутомления, переживаний или усталости. При этом не следует спешить переводить младенца на кормление искусственными смесями, если маме кажется, что у нее вырабатывается недостаточное количество молока. Если причиной плохого сна и постоянного плача является голод, следует почаще прикладывать ребенка к груди.

Когда причина плача — боли в животике

Каждый раз после еды, а также если кроха плачет, следует дать возможность ему отрыгнуть захваченный воздух (даже если после еды ему удалось это сделать). Поэтому нужно взять младенца на ручки и подержать в вертикальном положении. Обычно для этого достаточно 10-20 секунд.

В первые 3-4 месяца многих малышей беспокоят колики, они вызывают резкую боль в животике в области кишечника. От колик и газов ребенок постоянно плачет, иногда даже целый день, мало спит. Во время плача он напрягает ножки, поджимает их или вытягивает.

В некоторых случаях от колик кроха может плакать каждый день на протяжении нескольких часов, причем делать это примерно в одно и то же время. При этом у ребенка сохраняется хороший аппетит, он хорошо прибавляет в весе.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то большинство мам задаются вопросом, может ли смена детской смеси улучшить ситуацию? Однако в большинстве случаев, замена детской смены не принесет результатов. Поскольку качество детского питания не является основной причиной образования газов.

Причина колик – несовершенная работа пищеварительной системы новорожденного. Это обычное явление, которое беспокоит очень многих младенцев, причем оно не относится к заболеваниям. Спустя несколько месяцев ребенок избавится от колик и образования газов, это происходит по мере развития органов пищеварения.

Ребенка, страдающего коликами, следует чаще показывать врачу. Также такой малыш будет лучше чувствовать себя в положении на животике. Если он успокаивается благодаря укачиванию или находясь на руках, то следует воспользоваться таким способом. Применение каких-либо лекарственных средств для облегчения состояния крохи должно быть согласовано с врачом.

Другие причины плача

Читайте также:

Причиной, почему ребенок постоянно плачет и плохо спит, может стать заболевание. Чаще всего младенцы болеют простудой и кишечными болезнями. В случае насморка, кашля или необычного стула можно говорить о наличии заболевания. Другие болезни редко беспокоят детей первых месяцев жизни.

В том случае, когда малыш не только плачет, но также изменилось его поведение, следует измерить температуру тела и обратиться к педиатру.

В раннем возрасте довольно редко причиной плача грудничка являются мокрые или грязные подгузники. Малыши до 3-4 месяцев этого не ощущают. При этом будет полезно заменить крохе подгузник, если он плачет.

Существует довольно распространенное мнение, что новорожденный плачет в силу своей избалованности. Однако для родителей малышей, чей возраст не достиг 3 месяцев, этот пункт можно смело исключить. Новорожденные еще не успели стать избалованными.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 18.04.2019

После долгих месяцев ожидания появления на свет малыша, мама с новорожденным наконец-то оказались дома. Однако буквально через несколько дней родителям приходится искать ответ на вопрос, что делать, если ребенок постоянно плачет. Может быть, у него что-то болит, и нужно срочно вызывать врача или можно решить данную проблему самостоятельно?

Почему может плакать новорожденный

Многие родители учатся понимать без слов, что может стать причиной плача их младенца. В некоторых семьях не только мамы, но и отцы добиваются полного взаимного доверия с малышом. Однако в силу того, что мама проводит с младенцем времени гораздо больше, чем остальные родственники, плюс ко всему еще и кормит его грудью, у них налаживается особая связь.

При этом понимание между родителями и младенцем обычно налаживается месяцам к двум-трем. Тогда как в первые недели новорожденный и родители привыкают друг к другу. Именно поэтому каждый последующий месяц, процесс воспитания и понимания ребенка кажется маме значительно проще первых недель после рождения.

Несмотря на тот факт, что каждый младенец индивидуален, существует несколько наиболее распространенных причин плача новорожденных деток:

  • голод;
  • дискомфорт от жары или холода;
  • боли в животике.

Наиболее частой причиной, почему ребенок постоянно плачет, является голод. Чтобы понять так ли это на самом деле, можно прикоснуться пальцем к уголку его ротика. Голодный новорожденный начнет поворачивать голову, открывая рот и делая попытки ухватить палец. Такого малыша необходимо незамедлительно покормить.

Дискомфорт от жары или холода новорожденный обычно выражает в виде протяжного хныканья. Проверить состояние ребенка можно потрогав его ручку в области запястья (если ощупывать пальчики малыша можно сделать неправильные выводы). В том случае, если запястья слишком прохладные, следует утеплить ребенка. Если же запястья вспотевшие и слишком горячие, необходимо снять лишнюю одежду с ребенка.

Не следует забывать, что в жару новорожденные чувствуют себя значительно хуже, чем при переохлаждении. Этот момент необходимо учитывать, одевая ребенка на прогулку или на ночь.

Что делать, если ребенок постоянно плачет от боли в животике?

Редко каким родителям удается избежать колик — они беспокоят кроху в первые месяцы. Причиной болей в животике, которые мешают хорошо спать ребенку и полноценно отдыхать родителям, является еще не окрепшая и не налаженная работа пищеварительной системы, ведь она только после рождения начинает функционировать, переваривая пищу.

Новорожденный может сильно кричать и плакать от таких болей в животике. Он может впадать в истерику от плача, дрыгать ножками, поджимать их и сильно напрягать. От сильного плача он даже краснеет. Такой плач от колик трудно спутать с криком, вызванным другими причинами.

Очень сложно помочь ребенку избавиться от этой проблемы. Можно попробовать приложить ребенка к груди, однако если новорожденный начал плакать после того, как поел, подобный способ, скорее всего, не поможет.

В некоторых ситуациях можно воспользоваться газоотводной трубочкой. Она продается почти во всех аптеках. Суть процедуры заключается в следующем:

  • малыша укладывают на бок;
  • тонкий конец газоотводной трубки смазывают детским кремом (отличной подойдет и вазелин) и вводят в задний проход (приблизительно на 1 см);
  • другой конец трубки опускают в емкость, наполненную водой (например, в стакан).

В том случае, когда причиной сильного плача ребенка являются накопившиеся в животике газы, то в стакане появятся пузырьки. Помимо этого, применение трубочки способствует опорожнению кишечника, что также может облегчить состояние ребенка.

В то же время нельзя использовать газоотводную трубочку слишком часто. Если новорожденный слишком часто плачет, полезным будет массаж животика. Этот способ также помогает избавиться от газообразования и колик. При массаже необходимо аккуратно надавливать на животик, массируя его круговыми движениями.

После процедуры кормления малыша, необходимо дать ему возможность отрыгнуть захваченный воздух. Это является немаловажным в вопросе предотвращения скопления газов в кишечнике. В процессе кормления грудничка, а также по завершении кормления, нужно подержать ребенка вертикально. Можно с этой целью положить его на плечо на 3-5 минут. Однако следует заметить, что не во всех случаях такая процедура позволяет избавить и предотвратить проблемы с коликами у малышей.

Что делать, когда массаж, срыгивание воздуха и газоотводная трубочка не приносят результатов? Можно попробовать уложить грудничка на животик, подложив под него грелку, предварительно завернув ее в полотенце или пеленку. Перед тем, как положить малыша на грелку, необходимо убедиться в том, что она не слишком горячая. Некоторым новорожденным хорошо помогает укропный отвар.

Как успокоить грудничка, если он плачет

Если все варианты перепробованы, а новорожденный по-прежнему плачет, необходимо постараться успокоить его другими способами. А колики спустя несколько месяцев пройдут, когда работа пищеварительной системы наладится должным образом.

Чтобы успокоить младенца, можно покачать его, потанцевать, держа его на руках. Некоторые малыши любят, когда движения взрослого в танце напоминают вальс, другим нравится, когда танец похож на марш. Можно подержать ребенка в разных позах — в вертикальном положении, на животике, положив его себе на колени или расположив на животе у взрослого. Большинству детей нравится, когда их кладут на руку таким образом, чтобы голова располагалась на локтевом сгибе, а животик грела ладонь мамы или папы.

Начиная с двухмесячного возраста и старше, малыши начинают плакать от усталости. Тогда грудничок может мучиться от того, что у него не получается уснуть в результате переутомления. Это обусловлено чрезмерным эмоциональным перевозбуждением, снизить которое малышу должны помочь родители. Чтобы успокоиться и уснуть, ему необходимо, чтобы его покачали, спели колыбельную, дали соску-пустышку или мама приложила к груди.

Не стоить бояться избаловать малыша путем укачивания или пения колыбельных. Если родители проявляют спокойствие, заботу о ребенке и терпение, тогда и он будет расти спокойным. Спустя несколько месяцев, грудничок научится успокаиваться и засыпать без укачиваний.

Чтобы грудничок научился самостоятельно засыпать, ему необходимо ощущать уверенность, что в случае необходимости, родители всегда будут рядом.

Почему грудничок бросает грудь и плачет?

Нередко мамам приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок начинает есть, а спустя некоторое время бросает грудь и сильно плачет. Что делать в подобной ситуации? Как правило, если ребенок новорожденный, то причиной подобного может стать развитие стоматита.

Во многих руководствах по уходу за детьми говорится о плаче. Он настолько естественно сопровождает жизнь грудничка , что забыть о нем просто невозможно. Однако мало где упоминается, что чувствует мама, когда ее малыш заливается слезами. Разберемся, почему новорожденный часто плачет, надо ли брать плачущего ребенка на руки, как пережить и реагировать на плач у детей постарше.

Везде можно прочитать, что «постепенно мама учится различать звуки, издаваемые ее ребенком». С опытом действительно начинаешь видеть разницу между воплем голодного волка и хныканьем заболевшего малыша. Но никто не упоминает, что любой вид плача в конечном счете очень сильно изматывает.

Разумеется, у мамы достаточно ума и сочувствия, чтобы понимать, что у младенца нет других способов самовыражения. Он кричит вовсе не для того, чтобы досадить своей матери, а лишь для того, чтобы попросить ее о помощи.

Конечно, вы все это знаете. Тем не менее, на какую-то долю секунды у вас возникает желание крикнуть: «Да замолчишь ты когда-нибудь, маленькое чудовище!».

В зависимости от возраста ребенка плач воспринимается по-разному, и можно различить несколько стадий в восприятии детского плача родителями.

  • : родители не слишком хорошо понимают причину его плача, они чувствуют себя бессильными, судорожно пытаются найти хоть какое-либо решение, спрашивая себя, хорошие ли они родители (чувство вины — 5 баллов по пятибалльной шкале).
  • Через несколько недель: родители знают, почему плачет их младенец, и не раздумывая находят решение (к которому пришли через бессонные ночи и сотни грязных памперсов).
  • По прошествии нескольких месяцев: младенец прекрасно усвоил, как заставить реагировать своих родителей, и начинает применять всю свою силу убеждения. Родители уже достаточно закалены и умеют обходить ловушки, расставленные маленьким хитрецом.

Излюбленное время и место орущего младенца

  • Среди ночи в отеле.
  • В супермаркете под злобными взглядами теток в бигуди.
  • В самолете (особенно во время долгого перелета).
  • Когда мама разговаривает по телефону и ей нужно записать важную информацию о предстоящей встрече.
  • В машине, когда вы пытаетесь найти место вашей встречи.
  • Во время какой-либо церемонии, собрания, на которое вы были вынуждены его взять.

Новорожденный малыш вовсе не плачет больше всех, но именно его сложнее всего понять. Нужно всегда исходить из того, что просто так он закатывать истерики не станет, и вы должны установить причину, проведя небольшое расследование. Не волнуйтесь, вы очень быстро станете настоящим Шерлоком Холмсом: научно доказано, что уже через десять дней после рождения ребенка мама распознает от 3 до 6 видов его плача.

Причины беспокойства младенца Признаки
Я хочу есть/пить. Это очень громкие крики ярости, которые не прекращаются, когда вы берете его на руки. Часто он засовывает в рот свой кулачок. Единственное, что для него сейчас имеет значение, — это поесть.
Я мокрый. Эти крики не такие громкие, скорее жалобные, но гораздо более назойливые.
Я устал. Ребенок хнычет, всхлипывает, видно, что ему некомфортно. Ему хочется, чтобы вы прижали его к себе и утешили.
Мне больно. Резкие, пронзительные, встревоженные крики, не прекращающиеся, когда вы берете малыша на руки. До трех месяцев речь обычно идет о коликах, связанных с незрелостью нервной и пищеварительной системы.
Мне необходимо разрядиться. Эти крики позволяют избавиться от стресса, накопленного за день, и сопровождаются повышенным возбуждением.
На выбор:
Я совсем голый.
Я мокрый.
Меня тискают.
Что это за шум?
Хныканье или громкий плач, в зависимости от степени дискомфорта.

Должна ли я сразу взять его на руки?

Как выбрать между инстинктивным желанием утешить своего ребенка и тем, что подсказывают остатки нейронов, уцелевших в материнском мозгу («нет, нет и нет, нужно немного подождать»)?

Отвечая на призыв ребенка, вы даете ему понять, что вы здесь и готовы утешить его и помочь. Если младенец понимает, что рядом есть кто-то, кому можно доверять, он вырастет спокойным и уверенным в себе.

Тем не менее малыш сильно продвинется в своем развитии, если научится утешать себя сам, находя силы успокоиться. Сдержанное и сочувствующее присутствие — вот верная позиция идеальной мамы, не так ли?

Когда ничего не помогает

Он плачет. Как правило, это происходит ближе к вечеру. Вы попытались решить эту проблему: переодели малыша, накормили его. Вы укачиваете его, ласкаете. Ничего не помогает. Это классические колики, вытекающие из потребности ребенка избавиться от стресса, накопленного за день, от пережитого напряжения (возбуждение, усталость, радость и т.д.). Разве вам самой никогда не хотелось разрядиться от избытка эмоций?

В подобных ситуациях стресс и дискомфорт ребенка становятся заразными: мама чувствует себя бессильной, начинает нервничать, напряжение нарастает. Дайте малышу время успокоиться, оставив его в своей комнате, лишь иногда заходите проверить, все ли у него в порядке. Если он продолжает плакать, вы можете походить с ним из комнаты в комнату, при условии, что сами при этом будете сохранять спокойствие...

Необходимо будет также смириться с этими проходящими кризисами, они неизбежны, и старайтесь переживать их достойно, не усугубляя ситуацию.

Плач малыша постарше

У подрастающего малыша могут появиться новые разновидности плача. С развитием человека его тревоги становятся изощреннее. Покончив с примитивными проблемами (голод, жажда, сон, мокрые подгузники ), ребенок переходит в удивительный мир метафизических забот: я хочу привлечь твое внимание, я нуждаюсь в любви...

«Эй, мне скучно!» Как только ребенок перестает спать целыми днями, его охватывает жажда открытий. Не оставляйте его в кроватке, воспользуйтесь тем, что он пока неподвижен, и берите с собой шезлонг с ним. Он с удовольствием будет смотреть на то, как мама моет посуду, готовит еду, убирается.

Недорогие и очень занимательные игрушки

  • Маленькая пластиковая бутылка с несколькими скрепками, камушками или сухими фасолинами (внимание: крышка должна быть закручена очень плотно).
  • Картонная трубка из-под фольги.
  • Хорошо закрытая коробочка с ватными палочками.
  • Пластиковые браслеты.
  • Разнообразные коробки, которые можно открывать и закрывать.
  • Картонные упаковки из-под продуктов ( обычно украшают яркими, красивыми картинками).

«Ты не разрешаешь мне трогать то, что я хочу — я сейчас тебе такую истерику устрою!» Разочарование — это, пожалуй, одно из самых болезненных ощущений, которое испытывают дети. Родители устанавливают границы и запрещают им прикасаться к розеткам, лампочкам, хрупким безделушкам и т.д. Малышу нужно научиться справляться с этим чувством.

«Нет, мама, не оставляй меня!» Довольно быстро малыш познает чувство грусти, видя, как вы уходите. Принято считать, что к 8 месяцам он открывает для себя «тревогу расставания», иначе говоря, страх, что вы больше не вернетесь. Разумеется, у каждого ребенка все индивидуально: кто-то плачет, едва мать выйдет в соседнюю комнату, а кто-то не вспоминает о ней и через два дня. В обоих случаях повода для тревоги нет, все это пройдет.

gastroguru © 2017