Анкета для родителей «Семейные традиции. Количественный и качественный анализ анкеты «Семейные традиции и ценности» Анкета для родителей традиции нашей семьи

Анкета для родителей «Ваша семья и ее традиции»

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами пред­лагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить тра­диции Вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной».

1. Генеалогия.

1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам род­ных и близких)? Если мало, то почему?

2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеа­логическое древо?

3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственни­ками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (ин­тересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординар­ной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?

3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчи­вые, милосердные люди?

4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные ис­торические периоды? О чем больше любят вспоминать и расска­зывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные слу­чаи, биографические факты, о которых рассказывают детям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональ­ной деятельностью ?

7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?


8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, расте­ниях?

9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

3. Наследственность и связи родственников.

1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?

2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные каче­ства, способности, интересы, профессиональные склонности?

3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?

5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умер­ших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?

1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?

2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно, охарактеризуйте их.

3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?

4. Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними отношения?

5. Каковы Ваши отношения с сестрами, братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?

6. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозмож­но) ссориться?

7. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (историче­ских) причин?

8. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожидан­ных, встреч родственников?


9. Приходилось ли принимать в семью нового человека?

5. События жизни семьи.

1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связан­ные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?

6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Ва­шего ребенка (детей)?

6. Семейные реликвии.

1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?

5. Какие документы семейного архива представляют наи­большую, на Ваш взгляд, ценность?

6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукопис­ные свидетельства прошлого?

7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, пе­риодах жизни?

8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?

9. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов се­мьи?

7. Дом.

1. Какое место Вы считаете Родиной?

2. Что для Вас «родной дом»?

3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?

4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поез­док, путешествий?

5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и почему?

6. Где и когда семья собирается вместе?

7. Где и когда собираются вместе родственники?

8. Праздники.

1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?

2. Как вы отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

3. Отмечаете ли именины, дни ангела членов семьи?

4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?

5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, свя­занные с подготовкой к празднику, самим празднованием?

6. Отмечаете ли государственные праздники?

7. Какие события в жизни родственников становятся празд­никами семьи?

8. Отмечаются ли годовщины свадеб?

9. Отмечаются ли профессиональные праздники?

10. Расскажите о праздновании юбилеев?

11. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?

12. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания т. п.)?

13. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, за­стольем?

9. Повседневное общение.

1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совмест­ные обеды, ужины?

2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?


3. Какие формы напутствий в дорогу при любом расставании приняты в Вашей семье?

4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?

5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?

6. Какими формами обращений, образованных от слов «ба­бушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?

7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?

8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?

9.Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?

10. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому на­зывать, характеризовать предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.

11. Используются ли в Вашей семье особые слова или фор­мы упреков в случае размолвки; слова для примирения?

10. Ребенок в семье.

1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Чем за­меняли пение и рассказывание?

2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для де­тей в Вашей семье? Если можно - расскажите.

3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ре­бенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т. п.?

4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослуш­ны, плохо себя ведут или плохо учатся?

5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы по­ощрений? Кого обычно приводят детям в пример?

6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?

7. Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример по­ведения?

8. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

9.Что считается в Вашей семье признаком взрослости?

10. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.

Валентина Богатырь
«Семейные традиции». Анкета для родителей

Анкета для родителей "Семейные традиции "

Уважаемые родители !

традиции семейные традиции семейным традициям

традиции ?

Да, обязательно;

2. Какие ?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов ;

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Бабушка;

Прабабушка;

Дедушка;

Другие родственники.

Совместное чтение;

Прогулки на природе;

Обучение рукоделию;

Развивающие игры;

Занятия спортом;

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей "Семейные традиции "

Уважаемые родители !

В каждой семье есть определенные традиции . Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции ?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Нет, это пережитки прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете ?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, религиозные праздники и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов ;

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

5. Какой труд объединяет вашу семью?

Работа в огороде, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?

Бабушка;

Прабабушка;

Дедушка;

Другие родственники.

7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

Совместное чтение;

Прогулки на природе;

Обучение рукоделию;

Развивающие игры;

Занятия спортом;

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения.

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Консультация «Семейные традиции» Семейные традиции в современном мире. Не смотря на то, что мир вокруг изменился, многие стремятся создать в своем доме особую атмосферу.

Светлый праздник Пасхи любят все дети, хотя и не все понимают смысл данного таинства. Мы с детьми средней группы за две недели до праздника.

Консультация для родителей «Семейные ценности и традиции» Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви,.

Презентация для родителей «Семейные традиции» Обсуждении темы о том, как помочь родителям снова воспитывать свих детей на семейных традициях. В последние годы отмечается проблема снижения.

Консультация для родителей «Семейные традиции» Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей,.

Консультация педагога-психолога для родителей «Семейные традиции» Консультация педагога-психолога для родителей. Зачем нужны традиции и как их создавать? Давайте поговорим о семейных традициях – что это.

Цель: Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии и становлении личности подростка, как будущего примерного семьянина.

Задачи:

Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности подростка

Проанализировать наличие традиций и обычаев в современных семьях.

Форма проведения собрания: диспут

Участники: Классный руководитель, родители учащихся, педагоги дополнительного образования.

Подготовительный этап:

Анонимное анкетирование учащихся на тему семейные традиции и обычаи в вашей семье.

Тест: «Наедине с самим с собой» (об отношениях с родителями)

Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

Говоришь ли ты со старшими по «душам», советуешься ли ты по «личным делам»?

Интересуешься ли ты работой своих родителей?

Знают ли родители твоих друзей?

Бывают ли они у вас дома?

Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?

Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?

Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

А «детские праздники» - предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

А телевизионные передачи и фильмы?

Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

Утвердительный ответ оцени двумя очками. Если ответ выражается словом «отчасти», «иногда» - одним очком. Если он отрицателен – ноль. Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Если более 20 очков – твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

Если от 10 до 20 – отношения можно оценивать как удовлетворительные. Но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 – твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.

Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

хорошей организации быта,

радости общения,

покоя и защищенности.

Одинок ли ты в своей семье?

Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

здоровье детей,

хорошая учеба детей,

трудовое участие детей в жизни семьи,

настроение детей и причины его изменений.

Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

быть материально обеспеченi4ым,

встретить любовь,

иметь много друзей,

Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

Что для тебя вечер дома?

радость общения,

возможность быть самим собой,

мучение и пытка.

Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

Анкета для родителей

(Раздается заранее вместе с приглашением на родительское собрание, родителями заполняется дома и сдается до собрания.)

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.

Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

хорошей организации быта;

радости общения;

покоя и защищенности.

Что более всего заботит вас в семье?

здоровье детей;

хорошая учеба,

трудовое участие детей в жизни семьи.

Одинок ли ваш ребенок в семье?

Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

быть материально обеспеченным,

встретить любовь,

иметь много друзей,

реализовать свои интеллектуальные возможности.

Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

Что для вашего ребенка вечер дома?

радость общения,

возможность быть самим собой,

мучение и пытка.

3. Индивидуальные задания родителям.

Уважаемая Ольга Петровна, напишите, какое место занимает спорт в вашей семье.

Андрей Владимирович, пожалуйста, изложите письменно свою точку зрения на предмет: «Как вы прививаете детям любовь к книгам?»

Оформление помещения, оборудование и инвентарь :

Стулья расставлены для работы в группах.

Выставка книг о воспитании ребенка в семье.

Оформление доски:

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В.А.Сухомлинский

«Что делает отец, то старается делать и сын»

«Один добрый пример лучше ста слов»

«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание, мы поговорим о культуре поведения в семье, о значении культурных ценностей семьи для развития подростка. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом, каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? «Семья – это первое признание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет, Исключение только для гениев и высокоодаренных» - высказывание М. Боярского.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему научит.

Теперь вести себя прилично не в моде стало, и обычно.

И женский пол, себя позоря, стал сквернословить в разговоре.

Мужья – пример для жен своих, а дети учатся от них.

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.

С. Брандт

Педагогическое просвещение по теме «Культура семьи».

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка, вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга… Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждении, где воспитывается их ребенок.

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фотолетописи (а сегодня – видеолетописи) и т.д.. Неизменным остается их назначение в обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

Организация обсуждения значения культурных ценностей семьи на развитие подростка, будущего семьянина.

Родителям предлагаются вопросы для обсуждения в группах, с последующим выступлением и обсуждением. Дается определенное время.

Как вас воспитывали ваши родители?

Какие ценности были приоритетны в вашем воспитании?

Какие ценности и традиции вы перенесли в свою семью?

Случались ли у вас разногласия с родителями по поводу ценностей и норм поведения? Как вы справлялись с этими разногласиями?

Как решаете эту проблему с собственными детьми?

Обмен опытом.

Анализ анкет учащихся

Самым дорогим в семье для наших детей является …..

Имеют представление о семейных традициях … учащихся.

Не представляют, что в семье существуют традиции … учащихся.

Дороже всего из семейных традиций следующие …

Сообщается в процентах – благополучные отношения, удовлетворительные, нет контакта.

В рамках подготовки к собранию проводилась анкета среди учащихся и для родителей с использованием аналогичных вопросов. Сейчас у нас есть возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон. Школьный психолог предварительно предлагает родителям вспомнить вопросы анкеты и сделать прогноз о том, каким ответам отдали предпочтение их дети. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т.е. проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.

Выступления рассказы заранее подготовленных родителей о своих семейных традициях и обычаях.

Выступление школьного психолога о влиянии особенностей семейных отношений на уровень морального развития ребенка, о четырех типах семей.

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем морального развития, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.

гармоничность отношений в семье;

особенности воспитательных усилий родителей.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, добро- желательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми скорее можно назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта - конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания - полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка - его взгляды, его отношение к людям - в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок - зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Подведение итогов

Заключительное слово классного руководителя

Спасибо всем участникам нашего обсуждения. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка. А помогут вам в этом наши памятки.

Памятка для родителей

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Анкета "Традиции моей семьи"

1. Генеалогия.

    Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам род ных и близких)? Если мало, то почему?

    Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеа логическое древо?

    Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

    Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

    Есть ли (была ли) традиция переписки между родственни ками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

    Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (ин тересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

    Сохранились ли предания о жизни семьи в различные ис торические периоды? О чем больше любят вспоминать и расска зывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

    Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные слу чаи, биографические факты, о которых рассказывают детям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

    Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональ ной деятельностью?

    Есть ли семейные рассказы о домашних животных, расте ниях?

3. Наследственность и связи родственников.

    Передаются ли в Вашем роду по наследству личные каче ства, способности, интересы, профессиональные склонности?

    На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

    Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого- то из родственников? На кого?

    Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

    Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умер ших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?

4. История взаимоотношений.

    Можно ли назвать Вашу семью дружной?

    Каковы Ваши отношения с сестрами, братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?

    Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (историче ских) причин?

    Были ли случаи знаменательных, в том числе неожидан ных, встреч родственников?

    Приходилось ли принимать в семью нового человека?

5. События жизни семьи.

    Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

    Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

    Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

    Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

    Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?

6. Семейные реликвии.

    Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

    Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

    К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

    Есть ли домашний архив? Что в него входит?

    Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукопис ные свидетельства прошлого?

7. Дом.

    Какое место Вы считаете Родиной?

    Что для Вас «родной дом»?

    Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?

    Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поез док, путешествий?

    Где и когда семья собирается вместе?

    Праздники.

    Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?

    Как вы отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

    Отмечаете ли именины, дни ангела членов семьи?

    Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?

    Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, свя занные с подготовкой к празднику, самим празднованием?

9. Повседневное общение.

    Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совмест ные обеды, ужины?

    Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?

    Какие формы напутствий в дорогу при любом расставании приняты в Вашей семье?

    Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?

    Какими формами обращений, образованных от слов «ба бушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Уважаемый участник исследования!

Кафедра теории и истории социологии Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина проводит социологическое исследование с целью изучения мнения жителей Екатеринбурга на тему « Семейные ценности современной семьи » Предлагаем Вам принять участие в анкетировании.

Заранее благодарим Вас за участие!

    Укажите пожалуйста, Ваш возраст (количество полных лет) : ______ (если возраст выходит за рамки интервала 20-60 лет – закончить анкетирование ).

    Ваш пол:

3). Укажите, пожалуйста, сколько полных лет вы замужем/женаты:_______

4). Какой вид брака у вас?

    Фактический брак, без юридического оформления (переход к вопросу №5)

    Официально зарегистрированный в органах ЗАГСа. (переход к вопросу №6).

5). Вы планируете зарегистрировать свой брак официально в государственных органах?

2.Нет (переход к вопросу №7)

99.З./о (переход к вопросу №7)

6).Вы венчались в церкви?

7). Что для Вас в жизни самое главное? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное)

Что для Вас в жизни самое главное?

Р асположите цифры от 1 до 8 в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное

1. Любовь-

2. Образование

6. Творчество

7. Здоровье

8. Уважение окружающих

8) В Вашем представлении, семья - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9 ) Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

2. Скорее да, чем нет

3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да

10 ) Какая форма организации семьи Вам ближе?

1. Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

2. Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

3. Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

11 ) Как вы считаете что нужно иметь вашей семье, что бы быть счастливым ?

1. Уют в доме

2. Здоровье (себя и близких)

3. Собственное жилье

4. Работа и постоянный доход

5. Не задумывался (ась)

6. Другое_______________________________

12 ) Кто, по Вашему мнению, должен обеспечивать семью материально?

1. Муж, в основном

1. очень высокий

2. достаточно высокий

3. средний

4. достаточно низкий

5. очень низкий.

14 ) Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное)

Ценности семейной жизни

Расположите цифры от 1 до 10 в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное.

3. Поддержка, забота, взаимопонимание

4. Совместное времяпровождение, досуг

5. Эмоционально-психологический комфорт

6. Материальная обеспеченность

7. Преемственность поколений

8. Постоянные сексуальные отношения

9. Стабильность

10. Социальная защита

15 ) Как Вы считаете, кто должен быть организатором семейного досуга?

1. Муж, в основном

2. Жена, в основном

16 ) Как, по Вашему мнению, члены семьи должны проводить свой досуг?

1. Обязательно вместе

2. По возможности вместе, но необязательно

3. Нужно обязательно отдыхать друг от друга иногда

17). Какие семейные традиции имеют для Вас большое (первостепенное) значение?

__________________________________________________________________________ _____

18) У Вас есть дети?

1. Да есть____ (укажите количество).

2. Нет. И не хочу заводить детей (переход к вопросу №20).

3. Нету. Но я хотел бы завести ребенка.

19). Какой стиль воспитания Вы, скорее всего, выберите для своего ребенка?

1. Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение, право выбора

2. Строгий контроль деятельности и поведения ребенка, требовательность

3. Отсутствие активного участия в процессе обучения и воспитания ребенка (невмешательство)

4. Удовлетворение любых желаний и потребностей.

20).Что по вашему мнению должны давать родители детям?

  1. Заботу о здоровье.

    Воспитание.

    Образование.

    Что еще __________________________________________________

99. Затрудняюсь ответить.

21). Как вы считаете, кто в основном должен воспитывать ребенка в семье? (Можете выбрать несколько вариантов ответа).

3. Оба родителя вместе.

4. Ближайшие родственники (бабушка, дедушка и т.д.).

5. Ближайшие родственники и родители

6. Государственные учреждения (школа, институт, кружки, секции и Т.Д.).

7. Церковь

99.Затрудняюсь ответить

22). Как вы считаете, кто должен выполнять домашни е обязанност и по дому?

    Оба супруга

    Другое_______

23) В ы поддержива ете близкие отношения с родителями после вступления в брак?

1. Да, поддерживаю, мы постоянно общаемся

2. Нет, не поддерживаю близкие отношения

99. З/о. Не задумывался (ась) об этом.

24). Считаете ли вы, родители должны поддерживать вас морально?

99. Затрудняюсь ответить

2 5 ) В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя)

2. Неполная (один родитель)

3. Другое___________________

26).Ваши родители, родители (мужа/жены) - вас поддерживает материально?

1.Да поддерживают

2.Нет, не поддерживают

2 7 ) Ваш род деятельности:

1. учащийся

2. госслужащий / военнослужащий

3. владелец бизнеса, предприниматель

4. служащий / рабочий государственного предприятия

5. служащий / рабочий частного предприятия

6. домохозяйка

7. пенсионер

8. безработный

9. другое_______________________________________

28). Ваше образование:

1. основное общее

2. среднее (полное) общее

3. начальное профессиональное

4. среднее профессиональное

5. высшее профессиональное

6. послевузовское профессиональное.

1. очень высокий

2. достаточно высокий

3. средний

4. достаточно низкий

5. очень низкий.

Спасибо за участие!

Научный руководитель: Проф. Антонова Н. Л.

Составитель: студент 6 курса

заочного отделения Чубыкин Александр

Тираж 200 экземпляров.

gastroguru © 2017