Упражнения для повышения самооценки у ребенка. Арт-терапия как средство развития социальных навыков несовершеннолетних Упражнения для дошкольников на повышение самооценки

Выполнила: Педагог-психолог

высшей квалификации, первой категории

ВКО Глубоковского района, с.Прогресс.

КГУ ПРогрессовская средняя школа»

Панасюк Татьяна Ивановна

Мастер класс: «Арт-техники для формирования адекватной самооценки у детей и подростков».

Цель: использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

    познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

    создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию) как одну из форм организации мастер-класса;

    способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
2.Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

3. Познание себя через использование арт-техник.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Практическая часть:

    Упражнение на знакомство и сплочение коллектива (Практическая работа)

Изобрази свое имя в виде символов.

Инструкция: «Участники мастер класса рисуют свои имена в виде символов и образов. Далее психолог объясняет значение этого упражнения».

Цель:

1. Обращение на свой внутренний мир.

    Раскрытие потенциальных возможностей личности.

    Создание положительной обстановки в группе .

Время: 5-10 мин.

Работа с родителями: «Мой ребенок – цветок»

Цель: исследование детско-родительских взаимоотношений.

Инструкция: представте и нарисуйте вашего ребенка в виде цветка.

Вопросы:

    Какой это цветок?

    Как он появился, какие были трудности?

    В каком климате он растет?

    Если у него будут неблагоприятные условия для развития как он будет справляться с ними?

Интерпретация:

Стебель – это физическое состояние ребенка.

Размер рисунка свидетельствует о тревоге, чем крупнее цветок тем выше уровень тревоги за ребенка.

Если очень маленький размер цветка, то это непринятие ребенка или обесценивание его качеств личности.

Штриховка – чем больше штриховки тем выше тревожность за своего ребенка, до невротического состояния.

Вид сверху – это доминантность над ребенком.

Если все линии как по линеечке – это излишний рационализм.

Листья – не прорисованы прожилки – нет тревоги за ребенка.

Щипы – защита (для кактуса эта норма).

Если нет щипов, нет восприятия агрессивного состояния.

Почва – это питание. Это способность родителей оказывать эмоциональную и материальную поддержку.

2. Упражнение «Слепи свое настроение»

Цель - определение своего настроения.

Ход работы: участники мастер класса лепят свое настроение.

Время: 10-15 мин.

3. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.
Инструкция: «На листе бумаги, разделённом на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем – какой ты сейчас, затем – каким ты будешь в будущем, когда вырастишь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь» (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)
Обработка результатов: в таблицу заносятся 5 психологических характеристик:
-Чувство самоценности, высота самоценности («Самоценность»). Анализируется рисунок «Я сейчас».

    Лёгкость в установлении контактов, в общении («Контакты»). Анализируется рисунок «Я сейчас».

    Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства («Комфорт». Анализируется рисунок «Я сейчас».

    Адекватность половой идентификации («Пол»). Анализируется все рисунки.

    Адекватность возрастной идентификации («Возраст»). Анализируется все рисунки.

Схема определения признаков психического неблагополучия

Маленькие узкие плечи

Вся фигура малого размера

Короткие ноги, отсутствие рук, руки за спиной

Рисунок у нижнего края листа, в нижней части

Карикатурный стиль, изображение клоуна

2. Трудности общения

    Выделенное в сравнении с фигурой лицо.

    Отсутствие основных деталей лица, рта.

    Человек нарисован схематично, из палочек.

    Человек или голова в профиль.

    Руки, фигура в оборонительной позе.

3. Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта.

    Выделение, подчёркнутое вырисовывание отдельных деталей с нажимом.

    Стирание какой-либо детали.

    Штриховка какой-либо части фигуры.

    Прорисована линия основания: пол, земля..

    Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии.

    Тёмные, серо-коричневые цвета в рисунке.

    Одежда, атрибуты противоположного пола.

    Фигура, волосы не соответствуют полу.

    На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом».

    На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем».

Упражнение: «Круги»

Материалы: ватман, краски, карандаши, мелки и т.д.

Инструкция: «На ватмане нарисуйте 3 круга любых и в любом месте. Затем свои круги украсьте как вы считаете нужным, затем от своего круга проведите черту до того круга который вам понравился. Затем в чужом круге напишите хорошее слово о хозяине круга, начиная

Демонстрация работ.

4.Методика "четыре персонажа"

Цель - исследовать самопредъявление и самопознание человека.

Инструкция: "Изобразите себя в образах четырех персонажей - растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом - Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное - чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности".

Вопросы: При обсуждении задания необходимо задать вопросы "Что это такое?" и "Что общего между Вами и этими персонажами?".

6.Рефлексия: «Три шара»

Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Материалы: геливые шары разного цвета (синего, зеленого, крассного).

Крассный цвет – с мастер класса для себя ничего нового не взял, только вызывает лишь негативные эмоции и агрессию;

Зеленый цвет – интересный мастер класс, но немного не хватило различных техник;

Синий цвет - все понравилась, узнал много нового.

Время: 10 мин.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта .

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Самооценка ребёнка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.

Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: "Неряха", «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рёва…»

Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Итак, перейдём к сути упражнения.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое,красное,доброе,тёплое,радостное…

А теперь представь, что солнышко - это ты. У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача:постараться, чтобы каждый лучик был назван.

И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…»

Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик:

«Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п..

В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребёнка (и это подтверждает компьютерная диагностика), меняясь от мрачно-чёрного до солнечно-жёлтого.

На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

Можно, конечно, можно!

А ещё можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что - то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребёнок.

Одно очень важное условие. Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чём бы они не провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечёркивания того, что ваш ребёнок - ваше солнышко.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

Арт-терапия способствует формированию у детей положительной самооценки, и если вы ищете способы, попробуйте выполнить с ним упражнение «Солнышко».

Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: "Неряха", «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рева…»

Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребенка закрепились те или иные представления о себе.

Итак, перейдем к сути упражнения для повышения самооценки.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

. Упражнения "Солнышко"

Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребенок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Арт-терапия для детей: упражнение "Солнышко" для повышения самооценки

Пусть ребенок немного расскажет о солнышке.

Солнышко, — какое оно?

Яркое, желтое, красное, доброе, теплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твое имя.

Пусть ребенок подпишет, если умеет, свое имя на солнышке. Если писать он еще не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Ты перечислил, какое солнышко замечательное: теплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твое замечательное качество. Какой ты?

Ребенок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А еще какой?»

Каждое названное вами или ребенком качество подписывается вдоль лучика.

Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребенку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так вы сможете услышать, что ребенок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…» Запишите все, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом.

Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребенка (и это подтверждает компьютерная диагностика) , меняясь от мрачно-черного до солнечно-желтого. На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

Можно, конечно, можно!

А еще можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребенка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребенке что — то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребенок.

Одно очень важное условие: Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чем бы они ни провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечеркивания того, что ваш ребенок — ваше солнышко.

И еще один вариант выполнения упражнения «Солнышко» . Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребенка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

Мы все хотим слышать добрые слова, но этому нужно учить. Пусть это несложно упражнения "Солнышко" поможет вам в создании теплой и душевной атмосферы.

Источник econet.ru

Всем доброго времени суток!

Предлагаю сегодня заняться с детьми арт-творчеством и нарисовать солнышко.

Это замечательное упражнение, которое можно использовать и как коррекционное и как диагностическое.
Упражнение направлено на повышение самооценки ребенка и с помощью него можно увидеть представления ребенка о себе и насколько эти представления закрепились в сознании ребенка.
Приготовьте для работы альбомный лист, карандаши, фломастеры или восковые мелки.

Скажите ребенку, что сейчас будем рисовать солнышко с лучами. Пусть ребенок нарисует на своем листке солнышко. Никаких дополнительных инструкций ребенку не давайте.
Ребенок может рисовать солнце в любом месте на своем листочке: по середине, у края и т.д.



После того, как ребенок нарисовал солнышко, попросите его рассказать о нем (его солнышке):

- Какое его солнышко?
Желтое, доброе, красное, яркое, радостное, теплое…

Затем скажите ребенку, что солнышко – это и есть “ты” – ребенок. Солнышко даже зовут так же, как тебя.

- А теперь подпиши свое имя на солнышке.
Если ребенок еще не умеет писать, то все пишите сами. Ребенок будет руководить процессом и говорить вам, что писать.

Посмотри на солнышко, какие замечательные у него лучики. Если лучиков нет, то предложите ребенку их нарисовать. Если лучиков мало, то дорисуйте их до 7-9.

Ты сказал, какое твое солнышко: дружелюбное, светлое, тёплое… Теперь давай каждый лучик твоего солнышка подпишем каким то твоим хорошим качеством. Какой ты?
Если ребенок затрудняется, помогите ему, например, сказав, что он очень добрый, умеет помогать другим…Какой еще?

Все названные ребенком и вами качества подписываются вдоль лучиков.
Нужно постараться, чтобы каждый лучик был назван.
Позвольте ребенку проявить фантазию, пусть он пишет те, качества, которые хотел бы иметь и которые в данный момент у него не развиты или совсем отсутствуют.
Внимательно прислушайтесь в таким фантазиям ребенка – это то, что ребенок считает своими достижениями или очень хочет соответствовать этому. Запишите все, что захочет ребенок.

ВАЖНО!!! В данном упражнении мы работаем на позитиве. Родителям запрещаются комментарии типа: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п..Если вдруг у вас произошел конфликт с ребенком, никогда не напоминайте и не указывайте на солнышко ребенка, какие бы аргументы не приходили вам в голову. Одна фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения.

После упражнения, вы можете повесить солнышко ребенка на видное место, чтобы рисунок вызывал у ребенка положительные эмоции и служил ресурсным состоянием.
Также можно попросить домашних дорисовать лучики и подписать их для ребенка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда ребенка нужно подбодрить и мотивировать.
Ребенок тоже может добавлять лучики.

Когда солнышко ребенка будет готово, можно сделать еще один вариант упражнения. Нарисуйте такое солнышко для ваших близких: папы, мамы, бабушек и дедушек, а может даже для воспитательницы или учителя. Это будет приятный подарок или сюрприз.

gastroguru © 2017