Почему так важно с рождения читать детям книжки вслух. Недооцененная польза от чтения детям вслух Реклама самостоятельного чтения

Самая тесная связь с ребенком начинается с нежных прикосновений и ласковых слов. Слова наполняют нашу жизнь и помогают детям становиться умнее и мудрее. Именно поэтому так важно говорить, рассказывать, общаться и... читать. Не просто читать, а читать вслух!

Чтению вслух всегда уделяли много внимания. Наши воспоминания о детстве наполнены этими прекрасными мгновениями, когда тишину заполнял нежный голос мамы, рассказывающий о чем-то сказочном и необыкновенном. А вместе с этим голосом каждый из нас впитывал в себя важные знания о нашей жизни, о далеких странах, о смелых героях и интересных событиях. Чтение вслух - это основа развития каждого ребенка, и в доказательство этому есть как минимум 5 причин. Давайте рассмотрим, какие?

1. Чтение вслух развивает речь.

В возрасте, когда ребенок еще не способен выражаться полно и правильно, именно чтение вслух открывает для него новые возможности для самовыражения. Каждая прочитанная ребенку сказка расширяет его словарный запас, позволяя чувствовать себя свободнее и комфортнее в общении с окружающими.

2. Чтение вслух развивает эмоциональный интеллект.

Все мы сегодня знаем, как важен для нашего благополучия и успеха эмоциональный интеллект. И да, многие техники по развитию этого навыка разработаны для детей старше 3-4 лет. Но это совсем не касается чтения вслух. Читая ребенку даже в самом раннем возрасте, рассматривая красивые иллюстрации, обсуждая на "детском" языке прочитанную сказку, мы уже способствуем развитию эмоционального интеллекта, ведь каждая сказка - это книга об эмоциях и характерах, это самый простой способ объяснить ребенку то, что порой кажется необъяснимым.

3. Чтение вслух позволяет транслировать ребенку важные моральные ценности и жизненные ориентиры.

Описывая различные ситуации из сказок, мы можем тут же обсуждать с ребенком его впечатления и направлять его суждения в более понятное и значимое для его развития русло.

4. Чтение вслух позволяет ребенку искать и находить истинный смысл.

Есть такая шведская пословица: "In a good book the best is between the lines" - "В хорошей книге все лучшее находится между строк". Чтение вслух как раз и позволяет ребенку находить истинный смысл сначала между строк, а затем в событиях, разговорах, ситуациях. Это важное понимание приходит с опытом… и книгами.

5. Чтение вслух помогает выработать у ребенка мотивацию к обучению, творчеству, саморазвитию.

Да, даже малыши хотят становиться лучше, когда видят прекрасные примеры для подражания. Поэтому выбирайте не просто интересные сюжеты для чтения, а истории с героями, которые учат детей быть смелыми и целеустремлефнными.

А еще совместное чтение, как и совместное приключение, невероятно сближает, ведь можно просто взяться за руки и отправиться вместе со своим ребенком в любое сказочное путешествие! Можно делиться впечатлениями и ближе знакомиться со своими детьми. Да, именно знакомиться - с тем, что скрыто от нас: с их тайными желаниями, мыслями, мнениями и суждениями. Совместное чтение открывает двери в сердца и души наших детей и позволяет нам переживать один и тот же опыт и дополнять эмоции друг друга!

Так было в нашем детстве, так происходит и со многими детьми сегодня, однако согласно исследованиям, проведенным Институтом возрастной физиологии, всего лишь 10 % современных родителей регулярно читают своим детям… И это тот самый пробел, который непременно хочется восполнить.

Текст -

Фото - Татьяна Шаронова

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Литературное чтение

Внеурочная деятельность

Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения

Понимание текста ребенком является одним из самых значимых навыков. В этом материале мы ответим на вопрос «Как улучшить навыки чтения?» и поговорим про чтение вслух. Статья предназначена родителям дошколят и младших школьников, но будет полезна и педагогам.

Прослушать статью

Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста

  1. Восприятие информации на слух
  2. Формирование запаса «опорных слов», т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей. Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь каждую секунду.
  3. Навык беглой расшифровки неизвестных слов.

Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения

Чтение детям - самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.

Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами. Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку «Алых парусов» или «Тома Сойера», но некоторые из «Денискиных рассказов» (в конце статьи вас ждет маленький конкурс) могут оказаться вполне приемлемыми. Какие-то слова будут непонятны с первого раза - вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет «восстановить» из контекста.

Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.

Наш совет - читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.

Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время - это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша...вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.

- Саша, ты почему не слушаешь?
- А...
- Сядь ровно и слушай внимательно!

Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем некрепка. О том, что делать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

Самые простые способы вовлечь ребенка в процесс чтения, а также полезные рекомендации по работе с текстом, были опубликованы в наших социальных сетях.
«Не ругать, не сдаваться, хвалить» - статья в « ВКонтакте » и Facebook - где вам удобнее!

  • Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по-ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно.
  • Если ребенок комментирует прочитанное - хвалите его за самые интересные моменты.
  • Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко - куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения - нормальное поведение и заслуживает ответной реакции.
  • Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент.
  • Используйте методику «отсутствующих слов» - делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите!
  • Перед началом чтения вспомните наши советы про обложку и автора - попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.
  • После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.
  • Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов.
  • Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы.
  • Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).

Почему важно задавать вопросы во время устного чтения?

Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов.

Согласитесь, вы лучше запоминаете прочитанное, если ваши друзья просят пересказать содержание книги. «Ой, а что там точно было с Билли Миллиганом?», - спрашивают на корпоративе, и вы, явно наслаждаясь возможностью блеснуть познаниями в современной классике, начинаете свое повествование. Поверьте, с ребенком все то же самое! Только на корпоратив ему пока не надо.

Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили - они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо:

Вспомнить детали;
- сделать выводы;
- вообразить сюжет;
- пофантазировать;
- иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив!

Важно отметить, что вам придется попросить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучит его слушать внимательно. В скором времени дошколенок и младший школьник начнут гордиться тем, что могут разговаривать «как взрослые», говорить красиво и получать похвалу.

Вопросы первого типа. Проверяем детали

Кто принес письмо Гарри Поттеру?
- Чего боялся котенок Гав?
- Кем работал Дядя Степа?
- Кто сидел под шляпой в рассказе «Живая шляпа»?
- В кого превратился гадкий утенок?

Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста

Как думаешь, была ли Хозяйка Медной горы злой?
- Волшебник изумрудного города тебе нравится, или он больше похож на обманщика?
- Правильно ли поступили мальчишки в рассказе «Ровно 25 кило»? А ты бы что придумал(а)?
- Маугли было бы лучше остаться со зверьми?

Ребёнок научится говорить в любом случае, слушая речь взрослых. Однако дети, чьи родители читали им вслух книги, более связно и красочно выражают свои мысли и лучше удерживают внимание, ведь книжный язык намного сложнее разговорного.

Чтение вслух расширяет словарный запас, подготавливает к самостоятельному чтению, способствует лучшему развитию понятий у детей.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

2. Тренировать память

Слушая сказку или стихотворение, ребёнок поначалу запоминает персонажей и ритм, а потом - смысл произведения. Так он постепенно развивает образную и словесно-логическую память. Чтобы помочь малышу, спрашивайте у него, какую историю вы недавно читали, просите рассказать ключевые . Навык пересказа пригодится ему в жизни. Также полезно заучивать стихотворения.

3. Развить воображение и образное мышление

Воображение - сложный познавательный процесс, основы которого закладываются до трёх лет. При этом размах фантазии зависит от прожитого опыта. Чтобы не упустить момент, родителям следует читать своим детям книги. События, происходящие в сказках, мозг воспринимает как пережитые в реальности. Этот феномен известен как «воплощённое познание».


Слушая сказку, стихотворение или рассказ, малыш учится представлять себе описанную ситуацию, может проигрывать её сначала так, как написано, а потом изменять в ней что-то, добавлять новое.

Нина Шадурова, психолог и методист образовательного центра «Пломбир»

4. Влюбить в чтение

Книга - лучший друг и подарок, однако влюбить в чтение может только человек, влюблённый в книгу сам. Читайте ребёнку с удовольствием и выражением, чтобы он понимал, как интересно и здорово погружаться в новый неизведанный мир.

5. Расширить кругозор

Из детских книг мы узнаем о космосе, животных, людях, растениях, явлениях. Ребёнок радуется любой новой , но обычно ждёт текстов на «свою» тему. Выбирайте книги вместе, чтобы малышу было интереснее вас слушать и развиваться. Пусть ребёнок задаёт вопросы по ходу чтения: так он учится мыслить логически.

Чтобы ребёнку было интересно вас слушать, найдите то, что его увлечёт. Но не забывайте чередовать книги, чтобы расширять кругозор.

Олег Иванов

6. Пообщаться на важные темы

В сказках дети нередко впервые встречаются с противостоянием добра и зла, проблемами морального выбора, трагедиями. Поэтому родителю важно не механически зачитывать книгу, а пытаться обсуждать её с ребёнком. Спрашивайте, как бы он поступил на месте условного Ивана-царевича. Так он станет активным слушателем, разовьёт аналитическое мышление и эмпатию.

На героях книг можно изучить различные модели поведения добрых и злых героев, придумать альтернативную концовку и привнести, таким образом, элемент игры.

Олег Иванов

7. Настроиться на сон

Чтение на ночь - отличная семейная традиция. Она укрепляет отношения и помогает всем участникам процесса настроиться на сладкий сон. Доказано Reading ‘can help reduce stress’ , что чтение снижает пульс и расслабляет мышцы на 68%. Поэтому читайте своим детям хотя бы по 15–20 минут. Особенно если весь день пропадаете на работе.

Не успеваете читать вслух своим детям-школьникам? Вы не одиноки. Писательница и многодетная мама Юлия Кузнецова тоже иногда не успевает - и поэтому находит необычное время для чтения вслух, терпит во время чтения сына, стоящего на голове, и даже записывает свое чтение на диктофон - чтобы дети всегда могли послушать любимую книжку. Сейчас каникулы - может быть, попробовать один из способов чтения вслух, о которых рассказывает Юлия Кузнецова в своей книге "Расчитайка"?

Казалось бы, это очевидно: сначала читаем детям вслух, потом они читают сами. К сожалению, в наше время все меньше и меньше родителей уделяют внимание этому важному процессу.

Как-то я провела опрос среди родителей в классе, где учился один из моих детей, и выяснила, что вслух детям читают меньше 10% родителей. И это были родители первоклассников! Что же им мешает? Вот основные причины:

  • нет сил;
  • нет интереса;
  • нет времени.

Последнее оправдание звучит чаще всего, потому что редкий родитель признается, что ему неинтересно читать детские книги. Да и время действительно убегает очень быстро. Однако, как показывает практика, достаточно всего десяти минут в день, чтобы прочитать с ребенком целую главу из толстой книги. Если тратить на чтение вслух десять минут в день, то за месяц можно прочитать целый роман или большую приключенческую повесть! Важно делать это регулярно.

С утра, безусловно, трудно выкроить и десять минут. Зато, если вы проводите время с ребенком, можно читать перед дневным сном или после полдника. Читать можно и после вечерней прогулки (позаботьтесь заранее об ужине, чтобы не пришлось долго его готовить). Если в доме воцаряется тишина после ужина, то можно использовать и эту паузу, хотя многим людям проще следовать традиции читать детям на ночь.

Но обстоятельства бывают разными. Когда у нас появился третий ребенок, ближе к ночи я почти падала от усталости. Поэтому читала старшим днем после школы, пока их младший брат дремал на балконе.

Организуйте десять минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам - ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.

Восхищаюсь людьми, которые "ждут часа вечернего чтения" и "расслабляются, когда читают детям вслух". Я жду не часа чтения, а мгновения, когда дети, в конце концов, заснут и перестанут требовать хлеба и зрелищ. Я жду, когда настанет тишина и я смогу дочитать "Сахарного ребенка" или досмотреть фильм "Искупление". Иногда я просто жду, когда можно будет лечь спать. Довольно часто, кстати.

Ставить детям ультиматумы: "Если не успеете улечься до 21:00, никакого чтения!" - у меня не получается. Сразу начинается: "Ну, ма-ам, ну, пожа-алуйста! Ну, мы о-очень хотим узнать, что там случилось на балу у Сдобной булочки".

Вот тебе раз! Весь день ругались, ссорились, делили добро, а тут хором "мы хотим узна-а-ать". И "Асино лето" Тамары Михеевой тащат в четыре руки. Ну что поделаешь с таким народом, как говорил Аркадий Гайдар.

В общем, глаза слипаются, ноги даже сидя подкашиваются, впереди куча домашних дел, но ты садишься и читаешь.

Но все же я люблю этот час. Как любят трудную, но очень благодарную работу. Мы ведь не только читаем - мы при этом общаемся с детьми. И как приятно, что они лежат, затаив дыхание, и слушают тебя, а не спорят, доказывая, что лук в супе - это отвратительно, а игрушки сами разбросались по комнате.

Чтение вслух: тонкости и подводные камни

Может ли ребенок перебивать родителя во время чтения, задавая вопросы? В нашей семье пять дней в неделю читаю я, а два вечера выходных - муж. Так вот, муж не разрешает перебивать себя, считая, что все вопросы можно задать потом. Я разрешаю, меня вопросы не сбивают. Так что все зависит от позиции взрослого, а не только ребенка.

Что делать, если ребенок вырывает книгу из рук, заставляет листать страницы и просит рассказывать, что изображено на картинках? Я думаю, можно идти за ребенком. Рассказывая, вы все равно опираетесь на текст. Получается что-то вроде сторителлинга. В данном случае важнее поддержать интерес ребенка к книге, чем настаивать на том, что нужно прочесть все, что написано на странице. Увлекательное чтение - это не произнесение вслух напечатанных слов, это рождение образов.

Бывают ли дети, которые не любят, чтобы им читали вслух? Наверное, да. Точнее, бывают дети, которым трудно дается восприятие текста на слух. Но по своему опыту могу сказать, что это качество можно развить. Моя дочь с пяти месяцев замирала, когда ей начинали читать; в полгода "Бременские музыканты" были ее любимой аудиосказкой. Сын таким аудиалом не родился, он ближе к кинестетикам - ему все необходимо опробовать на ощупь. На слух он не воспринимал даже предупреждения об опасности.

Гриша, крапива! Гриша! Крапива! Крапива - не трогай! Гриша!

А-а-ай! Мама-а! Что это было?!

Крапива, Гриша... Крапива...

Это был трудный момент. Слушать он мог, только стоя на голове. Иногда падал - на наши с дочкой головы. Машу это выводило из себя, поскольку он выдергивал ее из некоторого зачарованного транса, в который погружается человек, слушающий историю.

Но постепенно Гриша стоял на голове все увереннее и почти не падал, а это позволяло ему слушать истории дольше. И в какой-то момент он тоже провалился в этот транс.

Так же было с аудиосказками в машине. Он очень сопротивлялся им. Но мы включали, когда он засыпал, потихоньку, подбирали знакомые истории в новом оформлении, и ребенок втянулся.

Так что могу заявить: если вы читаете с увлечением, с удовольствием, всегда найдутся любители послушать. Важно не настаивать, чтобы эти любители обязательно сидели вокруг вас или смотрели на картинки. Пусть они возятся на ковре, что-то мастерят, лежат с закрытыми глазами. Ваш голос и то, что вы читаете, все равно достигает маленьких ушей и сердец.

  • после обеда - перед дневным сном;
  • после прогулки;
  • пока варится ужин;
  • утром в субботу или воскресенье - в кровати, когда не нужно никуда спешить;
  • в очереди в поликлинику;
  • в транспорте;
  • на пляже.
Запишите свои варианты.

Чтение вслух можно сравнить с пением колыбельных и потешек. Ни маме, ни папе необязательно обладать музыкальным слухом и красивым голосом, чтобы порадовать ребенка песней в своем исполнении. Так и в чтении: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость.

Однако если вы хотите, чтобы текст сказки звучал красиво, существуют некоторые рекомендации, как можно этого добиться:

  • Проговаривайте слова четко, не глотайте окончания.
  • Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет "слишком медленным".
  • Обязательно делайте паузы. Небольшие - между предложениями, подлиннее - между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.
  • Не стесняйтесь добавить в текст выразительности. Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.
  • Объяснять или нет непонятные слова - решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Иногда я сама добавляю в текст маленькое объяснение или слово-синоним. Например: "Он насупился, то есть надулся".

Очень многому родителей могут научить аудиосказки. Когда мои дети слушают диски со сказками в машине, я обращаю внимание на интонацию, паузы, произнесение слов и потом стараюсь копировать хорошее чтение. Особенно мне нравится, как работают с текстом актеры старой школы - Ирина Муравьева, Леонид Куравлев и другие. Они внимательны и нежны со словом, как с новорожденным цыпленком, которого протягивают слушателям, чтобы полюбоваться вместе. Пусть поначалу вам покажется, что ваш стиль - подражательный. Это нормально, ведь вы только учитесь!

Что делать с повторами?

У каждого ребенка есть любимая книга, которую он готов слушать по многу раз. А вот хочет ли родитель читать сто раз одно и то же? В фильме "Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров" полуторагодовалый малыш выбирает книгу, но даже стонет: "Только не эту, пожалуйста! Мы ведь читали ее уже много раз!".

Да, мы купили самый обычный диктофон. Я включила его, когда начала читать дочери вслух книгу про ежика. Книга Маше очень понравилась, и она попросила перечитать все сначала. Однако моего внимания уже требовали котлеты, которые горели на плите, белье, достиранное в машинке, и младший сын, который помогал мне, пытаясь открыть дверцу "стиралки" половником.

Я протянула Маше диктофон. Послышался мой голос. Мне не понравилось, как он звучал. А Маше - наоборот.

Она прослушала сказку в моем исполнении еще раз. Потом попросила фломастеры и принялась рисовать. Тоже под сказку. За обедом она попросила разрешения есть суп и слушать. Я не отказала. (Я не призываю развлекать детей во время еды. Я просто делюсь своим опытом.)

Подрос Гриша и тоже попросил себе диктофон. Ему купили. Как он был рад! На самом деле вовсе не обязательно покупать специальное устройство, чтобы попробовать, будет ли ребенок слушать сказки в записи. В наше время даже в самых простых моделях телефона есть диктофоны.

Как эти диктофоны выручают нас в любых поездках и гостях! И начитать можно все что угодно. Мои дети слушают все подряд - и художественную литературу, и научно-популярную.

Запишите сказку на диктофон. Это должна быть уже знакомая ребенку сказка, лучше - самая любимая. Предложите послушать. Только выберите, пожалуйста, момент, когда ребенок не голоден, не хочет спать и не капризничает. Иначе все новое, требующее концентрации, может быть воспринято отрицательно.

Слушающий сказку ребенок никогда не думает о том, что ему читают слова из букв. Он видит образы, они трогают его сердце, они запоминаются, живут внутри него, подталкивают его к различным видам творчества. Например, ребенку хочется нарисовать или вылепить из пластилина полюбившегося героя.

Однако несмотря на то, что буквы кажутся ему в момент чтения неважными, мозг все-таки фиксирует: чтобы образы ожили, нужно держать книгу в руках, нужно учиться разбирать все эти странные закорючки. Так, как это делают мама, папа или бабушка.

Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому.

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени - ситуация будет прямо противоположной!

Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

1. Словарный запас. Чтение вслух формирует детскую речь, расширяет словарный запас. Исследования показали, что, чем больше слов используют родители в разговоре с 8-месячным крохой, тем объемнее будет его словарный запас в возрасте трех лет. В книгах много слов, которые ребенок вряд ли встретит в устной речи. В детских книгах на 50% больше редких слов, чем в прайм-тайме на телевидении или в разговоре студентов! Речь - это основа мышления. Книжная речь устроена сложнее, чем устная, так как не связана с конкретной ситуацией общения (не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестами), ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции, а грамматика языка отражает способы человеческого мышления. Поэтому чтение вслух детям в любом возрасте оказывается действенным механизмом для развития.

2. Фантазия. Чтение развивает фантазию: ребенок не видит того, что описывает автор, он это воображает. Чтение вслух показывает малышу, как использовать свое воображение.

3. Близость. Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе со взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная .

4. Авторитет, ценности и кругозор. Когда вы читаете вслух, вы повышаете уважение к себе, вырабатываете мотивацию поступков на основе определенных ценностей. Иногда нужно дополнительно объяснить ребенку, почему герой поступил так, а не иначе. Сделать это можете только вы, ведь сейчас именно вам отведена роль авторитета во всех вопросах. Если ребенок читает сам, он усваивает большей частью только то, что хорошо знает. Родители, читая вслух, могут рассказать малышу о непонятных вещах, тем самым развивая его кругозор.

5. Успокоение. Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу. Используйте минуты, когда ребенок ведет себя более спокойно. Рано утром, после обеда перед или вечером после чистки зубов - хорошее время, чтобы почитать вслух. Найдя идеальное сочетание времени и книги, вы увидите, как легко и спокойно начнет засыпать ваш малыш. Чтение вслух является проверенной тактикой, помогающей детям справиться со стрессом.

6. Любовь к чтению. Дети, которым читают вслух в течение первых лет жизни, которые живут в окружении книг, с гораздо большей вероятностью будут в старшем возрасте. Ребенок усваивает, что чтение - это важно и вместе с тем приятно и весело. Забота и внимание, проявляемые родителями во время чтения вслух, помогают малышу развить положительное отношение к книгам.

7. Развитие моторики. Ребенок учится, как пользоваться книгой, как держать, как переворачивать страницы - развивается мелкая моторика.

8. Чувственное удовольствие. Хорошая детская книга содержит занимательные иллюстрации, бумагу, приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса совместного чтения малыш получал удовольствие.

9. Навык аудирования. Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

Десятую причину можно отнести к самым главным. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания , которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.

Татьяна Зайдаль

gastroguru © 2017